Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика



10.5.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Технологический прогресс зависит от освоения новых технологий в той же мере, в какой и от их изобретения. В то время как в предыдущем разделе рассматривались стимулы и процесс реализации изобретения, этот и следующие разделы посвящены скорости распространения инноваций.

 

Немногие инновации осваиваются мгновенно.29 Это объясняется двумя причинами: 1) фирмы могут ожидать повышения спроса и поэтому не решаются осуществить затраты на освоение до

возникновения достаточного спроса; 2) фирмы могут ожидать снижения либо затрат на освоение, либо неопределенности, связанной с технологией.

 

В среднем можно ожидать, что траектории распространения имеют S-образную форму30 (показывающую, что некоторые фирмы осваивают изобретение раньше других, что процесс освоения

ускоряется, когда другие фирмы узнают об изобретении, и что процесс замедляется, когда большинство фирм уже освоили изобретение). Мэнсфилд [57] и его последователи фактически доказали, что S-образная кривая вполне удовлетворительна с эконометрической точки зрения.31 Точная модель освоения в данной отрасли должна, как мы увидим, исследоваться более подробно в силу

стратегических аспектов освоения.

 

В этом разделе мы рассмотрим процесс распространения непатентованной инновации в концентрированной отрасли. Мы предположим, что инновация, осуществленная в момент 0, может быть освоена (без присвоения) любой фирмой в любой будущий момент t с затратами C(t). Освоение происходит раз и навсегда: C(t) — поглощенные затраты. Мы предполагаем, что C'(t) < 0 и C"(t) > 0 (затраты на освоение убывают со временем, но в убывающем темпе) и что С(0) «велико» (ни одна из фирм не желает осваивать инновацию в момент 0). Мы формализуем стратегическое освоение для случая дуополии. Каждая фирма должна выбрать время (возможно, бесконечное) освоения. Мы предполагаем, что запаздывания информации пренебрежимо малы и что фирмы могут наблюдать действия соперника (и реагировать на них) без задержки. Как мы увидим, отсюда следует, что фирмы нередко склонны осваивать новую технологию на ранней стадии, чтобы задержать или предотвратить освоение соперниками.32

---------------------

29 Например, кислородный конвертер для производства стали был разработан в Австрии в 1949 г. В I960 г. только 3.7% производителей стали США (56.9% в 1970 г., 85% в 1980 г.) использовали

эту технологию [64]. Точно так же технология производства электроэнергии с помощью паровых турбин была хорошо известна в момент ее освоения.

30 Это ссылка на форму интегрального распределения освоении как функции времени.

31 Кэмиен и Шварц [44], рассматривая эмпирические данные, также отмечают, что распространение происходит быстрее в неконцентрированных отраслях. Освоение банковских автоматов на

различных местных банковских рынках см. в [37].

32 Последующее изложение взято из работ Фьюденберга и Тироля [24, 26]. Их анализ многим обязан более ранней работе Шерера [81] и статьям Рейндженума [70, 71], которые предполагают, что

фирмы выбирают свое время освоения окончательно в момент 0 (дальнейшие результаты, полученные с помощью этого подхода, см. в [68]). Так как фирмы не могут пересмотреть планы на основе

наблюдаемого освоения соперниками, проблема стратегического опережения, проанализированная в этом разделе, в анализах Шерера и Рейндженума не возникает.

--------

Рассмотрим два крайних случая, связанных с двумя различными формами ренты, которую обеспечивает новая технология. В первом случае, связанном с двумя фирмами и технологической инновацией, освоение ее вторым всегда невыгодно. Тот, кто осваивает первым, получает значительные выгоды от освоения, поэтому следует ожидать, что фирма будет осваивать инновацию на ранней стадии, чтобы опередить соперника. В результате распространение происходит с большим отставанием одной фирмы от другой. Действительно, в нашем крайнем случае первый осваивающий осваивает «рано» (в определенном ниже смысле), а его соперник не осваивает никогда. Более того, монопольная рента, связанная с освоением, полностью растрачивается посредством дорогостоящего раннего освоения. Во втором примере освоение продуктовой инновации вызывает немедленную имитацию. Тогда следует ожидать, что стимул к освоению будет низким. Освоение откладывается и происходит одновременно для обеих фирм (в нашем крайнем случае оно фактически никогда не происходит). Таким образом, ключ к выбору времени освоения в случае концентрированной отрасли — скорость, с которой освоение имитируется.

 

 

 

 

 



Продолжение текста

 

 

 



Вернуться

Координация материалов.Экономическая школа

Экономическая школа 90




Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru