ЭКОНОМИКА МАКСИМИЗИРУЮЩЕГО БЮРОКРАТА (The Economics of the Maximizing Bureaucrat)
Уильям Нисканен (1933 – 2011)
William A. Niskanen

William A. Niskanen
Особая экономика бюрократии
Экономическая наука не создала теории максимизирующего бюрократа. В настоящее время доминирующий подход к государственному управлению состоит в том, чтобы снабдить бюрократов, желающих по какой-либо причине работать эффективно, организационной структурой, информационной системой и анализом. Однако данный подход не развивает и явно не рассматривает как относящиеся к делу условия, при которых личные цели бюрократа согласуются с эффективностью бюрократии.
В настоящее время, когда большая и все возрастающая часть экономической деятельности осуществляется в бюро, экономисты не сделали никакого значительного вклада в теорию, позволяющего дать ответы на следующие вопросы. Каковы отличительные характеристики бюрократии? Каковы основные составляющие теории бюрократии? Что конкретно максимизируют бюрократы, и при каких внешних условиях? Каковы следствия максимизирующего поведения в данных условиях? Например, каков равновесный выпуск и бюджет отдельно взятого бюро для данных условий спроса и затрат? Каково влияние изменений в условиях спроса и затрат? Как сказывается бюрократическая организация экономической деятельности на благосостоянии? Какие изменения в организации и структуре вознаграждения смогли бы повысить эффективность бюрократии? В данной статье представлена простая модель максимизирующего бюрократа и на основании этой модели сделана попытка дать ряд пробных ответов качественного характера на эти вопросы.
Продолжение текста (Вехи экономической мысли, том четвертый)
Бюрократы и политики
Пять лет назад я закончил рукопись, опубликованную под названием «Бюрократия и представительное правление». Эта книга являлась попыткой согласовать теперь уже ставшую общепризнанной теорию спроса на услуги представительного правительства с новой теорией бюрократического предложения; она вызвала незначительный интерес, некоторое недопонимание и послужила толчком для последующих полезных исследований. В данной статье подытожены мои размышления по поводу данной книги и выводы из нескольких эмпирических исследований, касающихся некоторых взятых из нее предположений.
Эти размышления, как и перспективы книги, основаны на комбинации личного опыта, комментариев и вкладов других исследователей, имеющихся эмпирических исследований. В первой части данной статьи изложены в общих чертах несколько изменений, которые я предлагаю внести в мою раннюю теорию бюрократии и представительного правительства. В части II суммирован ряд относящихся к данному вопросу эмпирических выводов.
Продолжение текста
Пересмотр
«Данная книга представляет собой новый подход к изучению бюро; только время и проверка на практике докажут, какова ценность данной теории и заслуживает ли она дальнейшей разработки, а также заслуживают ли вытекающие из нее выводы проверки через практические эксперименты».
Прошло более двух десятилетий с тех пор, как я написал эти слова в предисловии к книге «Бюрократия и представительное правление», вышедшей в 1971 г. Для меня стало приятным сюрпризом, что эта книга породила массу комментариев, критики, теоретических работ и проверок на практике со стороны экономистов, политологов и теоретиков по вопросам государственного управления. Моим единственным существенным вкладом в литературу явилась статья 1975 г. «Бюрократы и политики», вышедшая вслед за книгой и переизданная в последнем разделе данного тома. Более того, сделанные из этой литературы политические выводы вдохновили многих на проведение «практических экспериментов» по приватизации предложения государственных услуг, главным образом, американские штаты и местные правительства, а также правительство Великобритании при премьер-министре Маргарет Тэтчер.
Я был удостоен большой чести благодаря теоретическому и практическому развитию своих идей, и теперь я ценю возможность пересмотреть общий теоретический подход, развитый как в моей книге, так и в последующей литературе.
Общая концепция, развитая в книге «Бюрократия и представительное правление», была явно неполной. В значительном смысле она была также ошибочной! Это может показаться жестоким самообвинением, но, по-видимому, это не так. Большинство признанных теорий развивались неравномерно, постепенно шлифуя первоначальную стержневую идею. Моим отправным пунктом была первая формальная экономическая теория поведения бюро, а не синтез длительного теоретического анализа. Надлежащая проверка первоначальной концепции состоит в том, чтобы установить, послужили или нет последующие разработки созданию теории, имеющей предсказательную силу и позволяющей делать полезные выводы для политики. Мое собственное суждение заключается в том, что в данной области наблюдается существенный прогресс.
Разрешите мне развить эти соображения в четыре этапа:
• краткое изложение первоначальной модели;
• разработки, касающиеся целей бюрократов;
• разработки, затрагивающие вопросы взаимодействия между бюро и их политическими спонсорами, и
• краткое изложение эмпирических данных.
Это должно помочь читателю данного переиздания моей книги 1971 г. лучше понять сильные и слабые стороны как первоначальной концепции автора, так и последующих разработок.
Продолжение текста
Учебные материалы:
Лекция 50. Провалы государства
РАЗДЕЛ 2.
А.П.Заостровцев. Экономическая теория бюрократии
Одно из наиболее ярких проявлений провалов государства и соответственно порождаемую им неэффективность может демонстрировать поведение бюрократии. Бюрократия представлена через систему бюро, т. е. органов (учреждений) исполнительной власти, ответственных за поставки услуг общественного сектора конечному потребителю. Подчеркнем, что здесь и далее рассматривается исключительно государственная, а не внутрифирменная бюрократия. Бюро есть неприбыльная государственная организация, финансируемая непосредственно из бюджета. Его принципиальное отличие от фирмы (в том числе и государственной), во-первых, в том, что оно не получает доход с продаж, поскольку поставляет преимущественно общественные блага, а во-вторых, в том, что его предложение зависит не от цены, а от выделенного бюджета.
Существенным признаком бюрократии является тот факт, что она не избирается, а назначается. Долгое время понимание бюрократии определяла разработанная немецким социологом XIX в. М. Вебером концепция, изображавшая ее как лишенную собственных амбиций верную служанку своих политических хозяев (избираемых народом представителей власти). Отсюда часто о такой идеализированной бюрократии говорят как о "веберовской бюрократии". Она снабжает объективной информацией выбираемых политиков, применяет существующее законодательство и гарантирует эффективную доставку товаров и услуг общественного сектора избирателям (потребителям).
Продолжение текста
Р.М.Нуреев. Экономика бюрократии (9 глава учебника «Теория общественного выбора»)
Экономика бюрократии (economics of bureaucracy), согласно теории общественного выбора, - это система организаций, удовлетворяющая как минимум двум критериям: во-первых, она не производит экономические блага, имеющие ценностную оценку, и, во-вторых, извлекает часть своих доходов из источников, не связанных с продажей результатов своей деятельности. Уже в силу своего положения бюрократия не отражает непосредственно интересы избирателей, она обслуживает прежде всего интересы различных эшелонов законодательной и исполнительной ветвей власти. Чиновники не только реализуют уже принятые законы, но и активно участвуют в их разработке. Поэтому они нередко напрямую связаны с группами, отстаивающими особые интересы в парламенте. Через бюрократов группы с особыми интересами "обрабатывают" политиков, представляют информацию в выгодном для них свете.
Продолжение текста
Деннис Мюллер. Общественный выбор III
(глава 16, Бюрократия)
А.П.Заостровцев. Теория общественного выбора: экономический анализ поиска ренты, бюрократии и диктатур.
ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ БЮРОКРАТИИ
Экономическая интерпретация поведений экономических агентов по мере экспансии ТОВ распространилась и на бюрократию. Сам термин «бюрократия» был введен французским философом Винсеном де Гурнэ в 1765 г., специализировавшимся на экономических и административных вопросах (сегодня он именовался бы экономистом или политологом). «Контекст, в котором он употребил это слово, был уничижительным; он считал это новой формой правления, помимо трех, указанных Аристотелем, то есть монархии, аристократии и демократии. Существенное значение для будущего имел тот факт, что Гурнэ усматривал необходимость уменьшить число бумагомарателей, руководствуясь принципом laissez fairs - еще один термин, который придумал тоже он»1.
Таким образом, бюрократия изначально означала некое иерархическое правление, противостоящее свободному взаимодействию людей.
-------
1 Кревельд М. ван. Расцвет и упадок государства М. 2006. С 177.
Продолжение текста
Вернуться
Координация материалов.Экономическая школа
Экономическая школа 90