Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика



Макроэкономика

Бакалавр. Академический курс

ПРОСПЕКТ 2021

УДК 33(075.8) ББК 65.012.2я73 Т19

 

Гребенников Петр Ильич — профессор, доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории Департамента экономики Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; соавтор 11-ти изданий учебника «Макроэкономика» в 1997-2017 гг.

 

Книга содержит систематизированное и взаимосвязанное изложение макроэкономической теории, модернизированной в соответствии с результатами научных дискуссий после мирового финансового кризиса 2007-2009 гг. и практики стабилизационной политики в последующие годы.

 

© Гребенников П. И. 2021 © ООО «Издательство Проспект», 2021

 

 

Предисловие

Выделение макроэкономики в качестве особого раздела экономической теории явилось следствием «великой депрессии» 1929-1933 гг., показавшей несоответствие исходного постулата основоположников политэкономии о нецелесообразности участия государства в функционирование рыночного механизма после перманентного 150 летнего усложнения социально-экономической жизни. В последующие годы стабилизационная политика государства и макроэкономика в качестве ее теоретической основы совершенствовались, взаимодействуя друг с другом в т. ч. методом проб и ошибок. Двадцатилетие, предшествовавшее «великой рецессии» 2007-2009 гг., названо экономистами периодом «великой умеренности», во время которого экономика развитых стран росла с незначительными конъюнктурными колебаниями и при низкой инфляции. После «великой рецессии» и всемирно известные авторы учебников, и авторитетные международные организации стали к понятию «макроэкономика» добавлять слово «переосмысление»1.

Экономическая наука совершенствуется по мере более детального и углубленного познания объекта своего исследования и вследствие его изменения во времени, что отличает ее от естественных наук. Примечательной особенностью текущего этапа является активное участие в нем широкого круга студентов. Летом 2012 г. студенты Германии и Великобритании собрались для обсуждения этой проблемы в Тюбингене. Результатом явилось расширяющееся по всему миру студенческое движение Rethinking Economics. В начале 2014 г. возникло объединение «Международная студенческая инициатива за плюралистическую экономику» (The International Student Initiative for Pluralism in Economics - ISIPE). Об этом движении, в частности, сообщала газета The Guardian 05.05.2014 г.: «Студенты, которые сформировали 41 группу протеста в университетах от Великобритании и США до Бразилии и России2, говорят, что исследования и преподавание на

экономических факультетах слишком узко сфокусированы, и необходимо приложить больше усилий для расширения учебной программы. Они хотят, чтобы курсы включали анализ финансового краха, который большинство экономистов не смогли предвидеть». Летом того же года эти проблемы студенты обсуждали на конференции в Нью-Йорке, в которой участвовали известные экономисты Пол Кругман, Дейрдра Макклоски, Джеймс Гэлбрейт, Майкл Сэндел и Ричард Вольф. Отклик преподавателей на студенческую жажду обновления экономических учебных курсов появился в виде созданного по инициативе главного экономиста Банка Англии Энди Холдейна (Andy Haldan) благотворительного фонда CORE Economics Education, обеспечивающего общедоступное бесплатное экономическое дистанционное образование3.

Современная модификация социально-экономической жизни в значительной мере происходит под воздействием двух факторов:

1)      доходы, определяющие поведение экономических агентов, формируются не только в результате трудовой деятельности, но и за счет все увеличивающихся объемов имущества и его перераспределения; капитализация фондовых рынков мира сейчас превышает номинальный мировой ВВП в 1,2 раза, а в США — в 1,7 раза.

2)      ускоряющаяся и углубляющаяся экономическая глобализация изменяет условия и задачи стабилизационной политики национальных государств, результативность которой зависит от международной координации.

Убедительным признанием экономистами практической значимости более полного представления о мотивах поведения экономических агентов по мере роста благосостояния

_____________________

1 Sachs Jeffrey David. Rethinking Macroeconomics. Capitalism and Society. Volume 4, Issue 3. January 2009. BlanchardO., Dell’Ariccia G., Mauro P. Rethinking Macroeconomic Policy. IMF. February 2010.

2 Российских студентов представляет студенческий клуб МГИМО Economic Club MGIMO Oeconomicus.

3 https://core-econ.org/the-economy

 

явилось присуждение Нобелевской премии по экономике 2002 г. профессиональному психологу Даниэлю Кенеману «за применение психологической методики в экономической науке». Д. Кенеман заложил основы нового направления экономических исследований под названием «Поведенческая экономика». Один из наиболее известных разработчиков этого направления экономист Ричард Талер получил Нобелевскую премию по экономике в 2017 г. за «вклад в поведенческую экономику». Популярное изложение ее содержания стало международным бестселлером4.

Как согласовать получение выгод от международного разделения труда, обмена информацией и опытом, не допуская усиления экономического неравенства и финансовых потрясений — это проблема находится в центре внимания обществоведов разных стран. Результаты их исследований изложены, в частности, в сборнике статей под редакцией президента Ассоциации международных исследований (ISA), профессора университетов Индии, Канады и США Амитавы Ачарья5. Для решения практических проблем, возникающих в ходе социально-экономической

глобализации, с 2008 г. проходят ежегодные саммиты руководителей стран «Большой двадцатки».

Задача данного учебника, показать студентам экономических специальностей, в какой мере эти и другие обстоятельства нашли отражение в переосмыслении макроэкономики к началу 3-го десятилетия 21-го века.

Автор с благодарностью примет пожелания и рекомендации относительно содержания и методики изложения материала по адресу: petrgrebennikov@yandex.ru

_______________________

4 Талер Р., Санстейн К. Nudge. Архитектура выбора. М. 2017.

5 Why Govern? Rethinking Demand and Progress in Global Governance. American University, Washington DC.2016.

 

 

 

Вернуться на страницу автора

Координация материалов.Экономическая школа

Экономическая школа 90




Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru