Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика



Загадочный товар Гиффена

 

 

Имеет смысл для разгадки вначале познакомиться с короткими определениями из экономического словаря Коллинза:

ТОВАР ГИФФЕНА (Giffen good) — БЛАГО, спрос на которое растёт при повышении его цены, а не падает, как следует из общей теории спроса. Это положение применимо лишь для особых товаров (см. неполноценный товар), которые составляют столь высокую долю в бюджете домохозяйств, что повышение цены вызывает сильный отрицательный эффект дохода, который полностью превосходит нормальный эффект замещения.

НЕПОЛНОЦЕННЫЙ ТОВАР, или НИЗШЕЕ БЛАГО (inferior product) — благо (товар или услуга), для которого эластичность спроса по доходу отрицательна. Иными словами, с увеличением дохода приобретаемое количество этого блага снижается. Следовательно, когда цена такого продукта падает, увеличивая тем самым реальный доход потребителей, то это уменьшение цены будет порождать эффект дохода, приводящий к уменьшению спроса. Этот эффект противоположен по направлению эффекту замещения от снижения цены, который выражается в том, что потребители будут покупать большее количество данного товара, так как он стал относительно дешевле. Сказанное относится к ограниченному кругу товаров и услуг.

ЭФФЕКТ ЦЕНЫ (price effect) — влияние изменения цены на объём спроса на продукт. В теории спроса эффект цены может быть подразделен на эффект замены и эффект дохода. На рис. 149 показано, что потребитель имеет исходную бюджетную линию XY (изображающую различные комбинации благ А и В, которые он может купить при данных относительных ценах на эти блага). I1 и I2 — кривые безразличия (показывающие альтернативные комбинации двух благ, каждое из которых приносит потребителю одинаковую полезность, или удовлетворение). Точка L, где I2 касается бюджетной линии XY, обозначает исходное состояние равновесия для потребителя, который максимизирует своё удовлетворение с помощью потребления блага А в количестве Od и блага В в количестве Ое. Предположим, что цена блага В увеличивается, в результате чего потребитель не имеет возможности покупать такое же количество блага В, как ранее. Эта новая ситуация отражается

 

сдвигом бюджетной линии от XY до XZ. Потребитель переместится в новую равновесную позицию (точка М, где I1 касается бюджетной линии XZ), потребляя благо А в количестве Of и благо В в количестве Og.

 

Реальный доход потребителя уменьшается с ростом цены блага В. Однако передвижение из точки L в точку М и уменьшение потребляемого количества блага В с Ое до Og является комбинацией эффектов дохода и замещения. Для того чтобы выделить эффект замещения, необходимо увеличить доход потребителя с тем, чтобы компенсировать ему потерю покупательной способности, т. е. сдвигать бюджетную линию вправо параллельно ей самой до тех пор, пока она не станет касательной к исходной кривой безразличия в точке N (комбинация N приносит то же удовлетворение, что и комбинация L).

 

Но при этом потребитель снизил объём приобретения блага В (цена которого возросла по отношению к цене блага А) и увеличил потребление блага А. Следовательно, перемещение из L в N, т. е. уменьшение объёма спроса на благо В с Ое до Oh, и есть эффект замещения.

 

Эффект дохода определяется тем, что не происходит компенсирующего увеличения дохода, т. е. происходит возвращение на бюджетную линию XZ, которая касается кривой безразличия I1 в точке М, что означает оптимальную комбинацию количества Of блага А и количества Og блага В. Перемещение из N в М является эффектом дохода и уменьшает объём спроса на благо В с Oh до Og.

Для нормального продукта эффект дохода и эффект замещения усиливают друг друга, так что увеличение цены приводит к уменьшению объёма спроса на это благо. Однако в случае низшего продукта эффекты дохода и замещения действуют в противоположных направлениях, что затрудняет предсказание влияния изменения цены на объём спроса. В предельных случаях, когда расходы на благо составляют значительную часть бюджета домашнего хозяйства, эффект дохода от изменения цены может быть настолько большим, что превысит эффект замещения, так что снижение цены приведёт к уменьшению объёма спроса. Например, в развивающихся странах, где большая часть бюджета домашних хозяйств расходуется на продукты питания, такие как рис, падение цен на него может привести к падению объёма спроса, так как реальные доходы домашних хозяйств возрастут и они будут иметь возможность покупать больше мяса и рыбы вместо риса.

 

Затем предлагаем внимательно прочесть Лекцию 16 (Журнал Экономическая школа)


РАЗДЕЛ 0.

У БАРБОСА ЕСТЬ ВОПРОСЫ. Что можно еще увидеть на кривой спроса?

БАРБОС. По мне, сколько ни рассматривай эту кривую линию, ничего дополнительно не увидишь.

АНТОН. Теперь мы займемся одновременным влиянием на спрос замещения и изменения дохода, открытым Джоном Хиксом.

ИГОРЬ. Ну да, конечно, мы продолжим разговор о том, чем заканчивались наши диалоги в 15-й лекции. Хочу только заметить, Антон, что Джон Хикс переоткрыл новый подход к теории спроса вслед за Евгением Слуцким.

АНТОН. Конечно, конечно, сам Хикс вместе с Роем Алленом сделали многое, чтобы достижение Слуцкого стало широко известным.

ИГОРЬ. Таким образом, речь идет о совместном влиянии на изменение объема спроса замены в пользу подешевевшего товара и дополнительного дохода?

АНТОН. Конечно, если мы рассматриваем случай снижения цены на один из нескольких (предположим, двух) товаров, то, во-первых, у нас появляется дополнительный реальный доход...

ИГОРЬ. Извини, Антон, давай попытаемся выяснить, что такое "реальный доход".

АНТОН. "Реальный" - это то, что я действительно могу купить, например два мешка картошки.

БАРБОС. Зачем нам столько картошки? У нас ее просто негде хранить. Да и потом это ведь для нас, собак - неполноценный товар. А тебе, читатель, наверное, нравится жевать хрустящий жареный картофель?

ИГОРЬ. Понял, понял. Ты хочешь противопоставить номинальный (денежный) доход реальному (вещественному)?

БАРБОС (трясет головой): Ну, Игорь любит говорить загадками.

АНТОН. Совершенно верно. Скажем, у меня имеется 500 руб., на которые я могу купить 50 кг картошки, цена картошки снизилась до 5 руб. за 1 кг, и я могу купить уже 100 кг картошки, т. е. два мешка.

Подробнее

 

Вполне возможно у читателя возникнет потребность познакомиться с предыдущей лекцией 15

Лекция 15. Реакция потребителя на изменение дохода и цен

 

РАЗДЕЛ 0.

У БАРБОСА ЕСТЬ ВОПРОСЫ. Как поступает потребитель, когда меняются доход и цены?

АНТОН. Как ты думаешь, Игорь, наш читатель уже знает о реакции потребителя на изменение дохода?

ИГОРЬ. Ты имеешь в виду, что все факторы, влияющие на спрос, остаются неизменными, кроме дохода?

АНТОН. Вот именно.

ИГОРЬ. Кое-что уже говорилось об этом. Так, в 7-й лекции рассматривались так называемые товары первой необходимости, предметы роскоши и низшие блага.

АНТОН. Почему так называемые товары первой необходимости?

ИГОРЬ. Помнишь, Антон, как в своей знаменитой книге "Теория цены" Джордж Стиглер объяснял, что такое товары, удовлетворяющие первичные потребности?

АНТОН. По-моему, там говорилось, что пища обычно рассматривается как такое благо, которое удовлетворяет первичную потребность, а это значит, что дополнительный доход по большей части будет использован на другие товары.

ИГОРЬ. Ну, вот видишь, речь идет о том, что такие товары имеют коэффициент эластичности по доходу меньше единицы, а не о том, что потребность в этих товарах удовлетворяется в первую очередь.

АНТОН. И поэтому ты сказал "так называемые"?

ИГОРЬ. Конечно.

БАРБОС. По-моему, очевидно, что хочется всегда сразу многого: и поесть, и погулять, и посмотреть телевизор, и бабушку послушать, и на ковре полежать. Да разве все перечислишь!

АНТОН. А если спрос на товары растет быстрее, чем доход, то это «предметы роскоши»?

ИГОРЬ. Не стоит запоминать эти формулировки, они очень условны. Ведь то, что при моем доходе я склонен считать замечательным и очень дорогим, при более высоком доходе я могу уже воспринимать как обычное благо.

АНТОН. Ты имеешь в виду легковой автомобиль, о котором у нас написано в 6-й лекции?

ИГОРЬ. Да, кстати, очень хорошо, что ты вспомнил этот пример. Помнишь, там написано, что в двадцатые годы "начинает складываться традиционная концепция американского автомобиля как второго дома"?

БАРБОС. Второй дом. Я это воспринимаю как будку, которая стоит в саду, и я живу в ней как в "предмете роскоши".

АНТОН. Конечно, если ты живешь в общежитии, то комната в коммунальной квартире кажется тебе роскошью.

Подробнее

 

Стоит посмотреть как «переоткрывали» эффекты изменения цены: История переоткрытия статьи Евгения Слуцкого "К теории бюджета потребителя"

 

            Дж. С. Чипман (J. S. Chipman)

 

                       

                Ж.-С. Ланфан (J.-S. Lenfant)

 

 

 

История одной находки: как была заново открыта и интерпретирована статья Слуцкого 1915 г.

 

Резюме

 

Широко известен факт, что статья Слуцкого, опубликованная в 1915 г. под заглавием «Sulla teoria del bilancio del consumatore» («К теории бюджета потребителя»), прошла незамеченной, и ее предстояло заново открыть в начале 30-х гг. На основе опубликованной информации в данной статье представлены в общих чертах взаимоотношения, сложившиеся между главными участниками работы по восстановлению статьи Слуцкого. Это Доминедо, Шульц, Хикс и Аллен.

В первой части статьи показано, что сами участники проявили странную уклончивость при упоминании статьи Слуцкого, хотя есть основание предположить, что Доминедо, Шульц и Хикс заново открыли эту статью независимо друг от друга. Во второй части статьи авторы дают возможное объяснение этому позднему и несколько странному признанию. Они показывают, что участники восстановления статьи давали разную интерпретацию статье Слуцкого, и это легло в основу ссоры по методологическим причинам между Шульцем и Алленом. В то время как Шульц с похвалой отзывался о статье Слуцкого за очень удачное определение взаимодополняемости, Аллен подчеркивал, что Слуцкий не дал объяснения неинтегрируемого случая.

 

Более подробно

 

Также любопытна переписка Евгения Евгеньевича Слуцкого и Владислава Иосифовича Борткевича

 

 

Искушенному читателю можно предложить статью Павла Абрамовича Ватника Равенство Слуцкого и смежные вопросы

Равенство Слуцкого и смежные вопросы

Равенство Слуцкого вошло едва ли не во все учебники микроэкономики. Рассматривалось оно и в нашем журнале (лекция 16), но, как и в большинстве русскоязычных изданий, и оригинальных, и переводных, лишь в сильно упрощенном изложении. Упрощения касались нескольких моментов.

1) Рассматривался случай двух благ, допускающий простую геометрическую интерпретацию, и не рассматривались более общие случаи.

2) Изменение цены некоторого блага влечет за собой изменение объемов потребления всех благ - и того же самого, и других. Все эти изменения в соответствии с теоремой Слуцкого разлагаются на компоненты, связанные с эффектами замены (замещения) и дохода. У нас же рассматривалось лишь изменение объема потребления того самого товара, цена которого изменилась. Это оправдано тем, что целью такого построения являлся анализ поведения потребителя на определенном рынке, что позволило в конце концов объяснить кривую спроса на этом рынке. Изменение цен на иные товары объясняет не саму рассматриваемую кривую спроса, а ее сдвиги.

3) Рассматривались конечные приращения цены; при этом разложение результата на компоненты может быть выполнено неоднозначно: существуют подход Слуцкого и подход Хикса (см. [1]); последовательность замещения и изменения реального дохода может быть различной. Дифференциальное соотношение, составляющее утверждение Е. Е. Слуцкого, однозначное и не допускающее произвола в разложении, в упомянутых изданиях вообще не рассматривается.

Все это связано с тем обстоятельством, что учебники, о которых идет речь, главным образом освещают начальный курс микроэкономики; их авторы стараются уберечь читателя от возможных математических затруднений. По этой же причине равенство Слуцкого приводится без доказательства.

Следует заметить, что в статье Е. Е. Слуцкого "К теории сбалансированного бюджета потребителя" не только формулировалось и доказывалось знаменитое уравнение, но был введен ряд важных понятий и утверждений, составивших основу теории потребления. Более того, высказанные в ней идеи лежат также в основе теории предложения факторов (см., например, лекцию 35), так что можно говорить о созданной Е. Е. Слуцким теории рыночного поведения домашних хозяйств. Тот же самый подход оказался плодотворным и в теории производства, где влияние изменения цены ресурса может быть разложено на составляющие, подобные эффектам замены и дохода в потреблении.

Ниже излагаются теорема Слуцкого и связанные с ней вопросы теории потребления с полным доказательством всех утверждений. Однако изложение не воспроизводит текст самого Е. Е. Слуцкого: за время, прошедшее после выхода его работы, значительно усовершенствовались и методы микроэкономического анализа, и математическая техника анализа оптимизационных задач.

Подробнее

 

 

См. также:

Роберт Гиффен (Википедия)

Роберт Гиффен (The new Palgrave a Dictionary of Economics)

Giffen good (From Wikipedia)

John H. Nachbar. The Last Word on Giffen Goods?

Jumpei F. Yamagishi and Tetsuhiro S. Hatakeyama. Microeconomics of Metabolism: The Warburg Effect as Giffen Behaviour

 

 

 

 

Вернуться

Координация материалов.Экономическая школа

Экономическая школа 90

 

 

 

 

Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru