Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика




 

О торговой политике

 

Первый манифест свободной торговли издал французский философ сенсуализма и один из основателей ассоциативной психологии Этьен Бонно де Кондильяк (Etiunne Bonnot de Condillac, 1715-1780). Автор концепции логики как общей грамматики знаков, включая математику, Кондильяк занимался и международной торговлей. Его книга «Торговля и го­сударство» [1] намного превосходит по глубине подходов, четкости изложения и характеру обобщения «Исследование о природе и причинах богатства народов» А. Смита и представляет собой блистательный пример применения дедуктивно-аксиоматической логики к исследова­нию экономических проблем. Кондильяк начинает первую часть с наиболее общего понятия экономики — ценности (valuer) и постепенно переходит к ценам, зарплате, благосостоянию, деньгам, проценту, равновесным ценам, монополиям, потреблению, распределению ресурсов и налогам. Завершив анализ механизмов свободного рынка, во второй части он досконально рассматривает государственные вмешательства в экономику, называя их «посягательствами» на свободу торговли (atteintesportues au commerce). В числе нежелательных вмешательств — вой­ны, таможенные тарифы и прочие сборы, налоги на промышленность, привилегированные торговые компании и эксклюзивные права на торговлю, налоги на потребление, девальвации валют, государственные займы, вытесняющие частный сектор с кредитного рынка, запреты на экспорт и импорт (например, зерна), регулирование внутренней торговли полицейскими методами, монополизация рынков, централизация торговли, протекционистская политика правительств, коррупция («дух финансов в администрации»), торговые спекуляции и пр. Рас­сматривая детально механизм каждого вмешательства, Кондильяк приходит к убедительному выводу о преимуществах «полной и постоянной» свободы торговли и, чтобы продемонстри­ровать свой вывод на практике, как настоящий сторонник рыночных механизмов, завершает вторую часть словами: «Третья часть этой работы еще не написана. Автор будет работать над ней, если возникнет спрос на первые две части».

@ «Делать и позволять делать» (faire et laisserfaire). Принцип, ограничивающий вме­шательство государства в экономическую, в том числе внешнеторговую, политику.

Практически все авторы, занимавшиеся теориями международной торговли после Конди-льяка, затрагивали в той или иной степени и вопросы торговой политики. Период обобщения накопленных знаний в этой области наступил во второй половине XX в.

Американец Ллойд Мецлер (LloydA. Metzler, 1913-1980),[2] выпускник Гарварда 1942 г., в 1949 г. опубликовал две статьи, которые ввели его имя в учебники международной эконо­мики. Импортный тариф — государственная пошлина на ввозимый товар — наносит ущерб экспортным отраслям экономики и благоприятствуют отраслям, конкурирующим с импортными товарами. Тем не менее если принять во внимание изначальные и вторичные изменения цены на импортные товары, то станет ясно, что данное утверждение вовсе не является само собой разумеющимся. Несомненно, сам по себе тариф является причиной непосредственного роста внутренних цен на импортные товары выше мировых цен, и это обстоятельство непосредс­твенно благоприятствует развитию отраслей, конкурирующих с импортными товарами. Но в то же время тариф также является причиной снижения мировых цен на импортные товары данной страны по отношению к ценам на ее экспортные товары, т. е. ведет к улучшению ус­ловий торговли, а это вторичное снижение мировых цен на импортные товары в сравнении с экспортными может более чем компенсировать первоначальный рост цен.

@ Парадокс Мецлера (Metzler paradox). Тариф может сократить внутреннюю цену импортного товара, если мировая цена импортного товара сократится больше, чем величина тарифа, что возможно, когда спрос на экспортные товары страны неэластичен.

Гарри Джонсон (Harry G. Johnson, 1923-1979) большой человек удивительной энергии, которую он пускал на вырезание деревянных статуэток и создание математических моделей международной торговли, разработал в 1950 г. теорию оптимального тарифа.[3] Канадец по происхождению, он участвовал во Второй мировой войне, преподавал в университетах Торон­то, Чикаго и в Лондонской школе экономики. В последние годы разочаровался в математике и считал, что ее излишнее применение дискредитирует теорию международной торговли. В 1950 г он опубликовал классическую статью об оптимальном уровне тарифов, заметив, что ранее всегда делалось сравнение с условиями свободной торговли, тогда как в действитель­ности для торговли скорее характерно наличие тарифных ограничений, чем их отсутствие. Тарифы обычно вводятся с целью получения бюджетных доходов, защиты отечественной промышленности или получения торговых уступок, при этом интересы максимизации обще­ственного благосостояния обычно не учитываются. Джонсон показал, как рассчитать такой тариф. Ставка оптимального тарифа обратна эластичности импорта: чем ниже эластичность импорта по цене — объемы импорта изменяются несущественно при колебании цен на него, — тем выше ставка оптимального тарифа; чем выше эластичность импорта, тем ниже опти­мальный тариф. В экстремальном случае, при бесконечно высокой эластичности импорта, оптимальный тариф равен нулю, на товар с такой эластичностью его просто вводить не надо. Тариф, максимизирующий доход, равен произведению эластичности взаимного спроса на внутреннем рынке на импортные товары и эластичности взаимного спроса на внешнем рынке на экспортные товары минус единица. Тариф, максимизирующий доход, будет по меньшей мере равен, а как правило, выше оптимального тарифа, максимизирующего благосостояние.

@ Оптимальный тариф, максимизирующий благосостояние (optimum welfare tariff). Показатель, равный эластичности взаимного спроса на экспортные товары на внешнем рынке, уменьшенной на единицу.

Джагдиш Бхагвати (род. 1933), о котором уже говорилось, предложил в 1971 г наиболее развернутую теорию дисторсий (помех, препон, препятствий) в международной торговле — всех тарифных и нетарифных ограничений, влияющих на нее мер внутриэкономической политики и их воздействия на благосостояние.[4] Теория дисторсий строится вокруг центральной теоре­мы торговли и благосостояния: политика невмешательства государства в экономику является Парето-оптимальной в условиях совершенной конкуренции. Максимум благосостояния до­стигается, когда предельная норма трансформации в отечественном производстве (возможные сочетания производства двух товаров при существующих ресурсах) равна предельной норме трансформации в стране-партнере по торговле и, в свою очередь, равна предельной норме замещения в потреблении (возможные сочетания двух товаров, которые оставляют общий уровень потребления неизменным). Если нарушается одно из равенств или если система вообще находится за пределами своей кривой производственных возможностей, возникают дисторсии. Причины тому могут быть эндогенные, автономные и инструментальные.

@ Обобщенная теория дисторсий (generalized theory of distortions). При наличии дисторсии государственное вмешательство путем использования инструментов фискальной политики, направленное на исправление дисторсии, является оптимальным; государственную реакцию на дисторсии можно ранжировать по степени эффективности, однако ранжировать сами дисторсии по степени наносимого вреда нельзя; сокращение дисторсии увеличивает уровень благосостояния.

Макс Корден (Max Corden род. 1927),[5] австралийский экономист, родившийся в польском городе Вроцлаве (прежнем немецком Бреслау), профессор крупнейших университетов мира, до выхода на пенсию являвшийся президентом Экономического общества Австралии и Новой Зеландии, одно время старший советник МВФ, предложил теорию дивергенций в междуна­родной торговле. Он использовал термин «предельная дивергенция» для обозначения любого расхождения между предельными частными и общественными издержками или результатами. Если расхождение вызвано государственной политикой (например, введением тарифа или другого налога), то тогда дивергенция представляет собой дисторсию. Если же расхождение вызвано «провалом рынка», который очевидно не является результатом государственной по­литики, например монопольной ситуацией или каким-либо внешним эффектом, то тогда оно не является дисторсией. Если государство пытается скорректировать дивергенцию, возникает побочная дисторсия. Для любой предельной дивергенции существует первая, наилучшая, оптимальная стратегия ее коррекции, которая должна осуществляться как можно ближе к источнику дивергенции. Источник подавляющей части дивергенций находится внутри стран, и исправлять их надо внутриэкономическими мерами, поскольку торговая политика никогда не бывает первой наилучшей стратегией для коррекции внутренних дивергенций. Например, желательные изменения в распределении дохода лучше всего стимулируются напрямую, а не посредством торговой политики. Чисто внешнеторговые дивергенции должны исправляться методами внешнеторговой политики.

@ Теория дивергенции (theory of diversion). Несоответствия между частными и обще­ственными экономическими интересами внутри страны должно исправляться внутренними мерами, направленными непосредственно на их источник; исправление внутренних проблем методами внешнеэкономической политики неэффективно и приводит к дисторсиям.

Корден является автором идеи эффективного уровня защиты отрасли (effective rate of protection), измеряющего воздействие на отрасль импортного тарифа в целом, включая его влияние на импортируемые компоненты готовых продуктов и на их производство. Если стоимость товара состоит наполовину из неизменных по величине промежуточных затрат и наполовину из стоимости, добавленной обработкой, и этот товар облагается импортной пошлиной в 10%, для расчета эффективного уровня защиты ее надо добавлять только к час­ти стоимости, добавленной обработкой, а не ко всей стоимости товара. В результате ее доля в общей стоимости товара вырастет, на чем и основана тарифная эскалация — повышение уровня таможенных пошлин по мере роста степени обработки товара.



[1] Торговля и государство, рассмотренные в их взаимоотношениях, или О выгодах свободной торговли (Le Commerce et le gouvernement consideres relativement l'un l'autre, 1776). Переведена и издана по-русски в 1817 г. Морской типографией в Санкт-Петербурге.

[2] MetzlerL. A. Tariffs, the Terms of Trade, and the Distribution of National Income // The Journal of Political Economy. 1959. Vol. 57. No. 1. Feb. P. 1-29.

[3] JohnsonH. G. Optimum Welfare and Maximum Revenue Tariffs // The Review of Economic Studies. Vol. 19, No. 1. 1951 - 1952. P. 28-35.

[4] Bhagwati J. N. The Generalized Theory of Distortions and Welfare // Trade, Balance of Payments and Growth. Papers in International Economics in Honor of Charles P. Kindleberger. Amsterdam-London: North Holland Publishing Co., 1971. P. 69-90.

[5] CordenM. Trade Policy and Economic Welfare. Oxford, Clarendon Press, 1974.

 

 

Вернуться

 

Координация материалов. Экономическая школа

 



Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru