Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика




      Институт «Экономическая школа» НИУ ВШЭ

 

         НАУЧНО-УЧЕБНАЯ ГРУППА «АНАЛИТИЧЕСКАЯ ШКОЛА»

 

 

      Исследовательский семинар «Жилищная экономика»

 

Рынок жилья – нервный узел социальной и экономической систем, где сходятся интересы каждой семьи (домохозяйства), интересы строительных фирм, банков, страховых агентств, муниципальных властей и других участников рынка.

Состояние и степень развития рынка жилья связаны с

уровнем благосостояния общества и степенью дифференциации доходов, демографической ситуацией, уровнем мобильности трудовых ресурсов и являются

индикатором фазы цикла экономического роста,

определяют роль и место государства в политике землепользования и строительства социального жилья.

Исследования жилищного рынка позволяет студентам применить знания уже полученные при изучении практически всех учебных дисциплин и самим получить представление о месте и роли тех знаний, которые требуются для выполнения работы.

Универсальность жилищной тематики способствует выявлению склонности студента к исследованиям разнообразного характера, как по избираемой теме, так и по методам исследования. Пригодятся знания по микро и макроэкономике, статистике, математике, эконометрике, английскому языку, финансам, социологии и психологии, праву, демографии, экономической географии, истории экономических учений, экономической истории и многим дисциплинам, которые оказываются востребованными в исследовании.

Важно отметить, что жилищная экономика (Housing Economics) изучается во всем мире, что позволяет расширить круг интересов, сравнивать социальные, экономические, институциональные особенности и методы исследований и их результаты в разных странах.

Семинар поощряет к приобретению навыков поиска и отбора теоретической и прикладной литературы на русском и английском языках, умения искать и использовать статистику и прикладные пакеты статистического анализа, уметь обрабатывать, анализировать и интерпретировать статистические данные и применять их в моделях экономики жилищных рынков.

Студенты учатся содержательно объяснять полученные результаты и предлагать гипотезы, обосновывающие поведение девелоперских фирм, домохозяйств, банков, местных и федеральных властей.

Исследовательский семинар по жилищной экономике дает возможность студенту изучить широкий круг социально экономических явлений, включая важнейшую составляющую благосостояния – среду обитания человека.

 

Среди возможных направлений интереса:

 

Жизнь городов – скученность, загрязнение, недоступность жилья, практическое отсутствие доходных домов, предназначенных для аренды. Перегруженность дорог, баланс времени на передвижения, характер соседства и инфраструктура в районе жилья, преступность.

Дискриминация на рынках труда. Бездомность. Элитное жилье, его доступность.

Принципы образования агломераций, эффект масштаба, эффект концентрации.

Методы изучения спроса не на товар, а на набор характеристик квартиры или дома (гедонистические цены, совместный анализ).

Возникновение «пузырей» на рынке недвижимости (опыт США, начало кризиса).

Взаимосвязь рынка капитала и аренды (инвестиции, жилищный фонд и жилищные услуги)

Влияние жилищного богатства домохозяйств на финансовое богатство и потребление. Роль инфляции в поведении банков и потребителей. Строительство как отрасль, конкурентная среда, структура рынка (степень монополизации), формирование цен жилья.

Дискриминация цен в зависимости от этапа строительства и начала продажи.

Дифференциация продукта и взаимное расположение конкурирующих предприятий. Возможности существования культурных учреждений в городе. Роль образования в окружающей среде. Иммиграция, проблема рабочей силы и жилья.

 

Литература:

 

Stephen Malpezzi. ECONOMIC ANALYSIS OF HOUSING MARKETS IN DEVELOPING AND TRANSITION ECONOMIES

 

Bankwest Curtin Economics Centre, April 2014, Bankwest Curtin Economics Centre Focus on Western Australia Report Series

ISBN: 978-1-925083-11-8

Housing Affordability. The real costs of housing in WA

 

E Rossi-Hansberg, P-D Sarte. Economics of Housing Externalities

 

Raleigh Barlowe, Soji Adelaja, and Paul Babladelis

Land Resource Management: Economic Foundations and New Directions

 

Nicholas G. Pirounakis. Real Estate Economics: A Point-to-point Handbook Routledge, 2013

 

 

 

 

Какие, например, темы можно выбрать для работы в «Аналитической школе»:

 

1.  Дискриминация цен при продаже жилья

Классическим примером дискриминации является разная плата за те же услуги частнопрактикующего врача или юриста, который догадывается о платежеспособности клиента и берет более высокую плату у более состоятельного человека, но и более низкую плату у менее состоятельного.

Два важных обстоятельства имеют значение:

разная оплата возможна:

·        при разной чувствительности (эластичности) спроса покупателей к изменению цены

·        и у производителя (продавца), обладающего рыночной властью над ценами на рынке несовершенной (реальной) конкуренции

У продавца есть много возможностей обнаружить различия эластичности спроса по цене, но каковы цели продавца и мотивы покупателя?

Продавец, смягчая политику цен, получает доступ к потребительскому излишку (аналогу прибыли у производителя) более широкого слоя потребителей, а более широкий слой покупателей получает доступ к ранее недоступному товару.

Всем известный пример: квартира в начале строительства дома стоит дешевле такой-же в готовом доме.

Понятно, что можно исследовать каковы наилучшие решения при разных целях, как для продавца, так и для покупателя.

В частности, фирме лучше быстро и дешевле распродать строящееся жилье или стремиться к максимуму прибыли, продавая готовые квартиры дороже?

А как быть покупателю?

Купить дешевле несуществующее жилье или, уменьшая риск, купить достроенное жилье дороже?

Для студента - широкое поле для удовлетворения разных интересов и склонностей- от теоретического моделирования до эмпирики и социологии.

Подробнее о ценовой дискриминации:

Журнал «Экономическая школа», лекция 27.

И еще подробнее:

В.М.Гальперин, С.М.Игнатьев, В.И.Моргунов. Микроэкономика, параграф 10.7

 

 

ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ НА ПЕРВОМ КУРСЕ:

ü Сделать обзор ценовых скидок в девелоперских копаниях, строительных компаниях и сайтах риэлтерских компаний

http://www.bn.ru/articles/2013/03/11/103118.html

http://www.bn.ru/

ü Освоить поиск и реферирование англоязычных статей по теме:

Patrick J. Bayer, Marcus D. Casey, Fernando V. Ferreira, Robert McMillan. Price Discrimination in the Housing Market http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2053497

Aaron Yelowitz and Frank Scott and Jason Beck. The market for real estate brokerage services in low- and high-income neighborhoods: A 6 city study

http://mpra.ub.uni-muenchen.de/41052/1/MPRA_paper_41052.pdf

James D. Dana. Advance-Purchase Discounts and Price Discrimination in Competitive Markets. http://www.jstor.org/discover/10.1086/250014?uid=3738936&uid=2&uid=4&sid=21105201256563 

Lingxiu Dong, Kaijie Zhu. Two-Wholesale-Price Contracts: Push, Pull, and Advance-Purchase Discount Contracts https://apps.olin.wustl.edu/workingpapers/pdf/2006-12-006.pdf

              BRENT A. PALMER, CRE, AND D. RICHARD WINCOTT, CRE. 

  Timely Recognition of Development Profit: A Fair Value Perspective

 

 

 

В контакте: группа "Жилищная экономика

 Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа

 

 

Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru