Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика



 

14.4. Аллокативные поглощения

В этом и в двух последующих разделах будут рассмотрены другие мотивы слияния, обусловленные отказом от трех упрощенных предположений, сделанных в чистой теории. В разделе 14.4 не предполагается абсолютная эффективность фирм. В разделе 14.5 мы учтем проблему агентов, а в разделе 14.6 примем во внимание несовершенства фондового рынка в определении курсов ценных бумаг.

 

В случае если руководители не используют активы так, чтобы максимизировать их ценность, имеет место нерациональное размещение ресурсов. Поглощения служат одним из способов передачи активов новым руководителям для лучшего их использования. Аллокативными называются такие поглощения, которые прибыльны благодаря приносимым ими улучшениям в работе фирмы после слияния и для которых мотивом служит последующее повышение рыночной оценки активов.

 

 

 

       

 

 

На рисунке 14.2 показана взаимосвязь между рыночной оценкой и темпами роста фирмы (ее определение и вывод см. в разд. 10.2). Это предполагает, что фирма эффективно использует все ресурсы для достижения точек на границе возможностей. Точке А соответствует рыночная оценка V*, которая является оптимальной точкой для фирмы, максимизирующей полезность держателей акций. Первым типом неэффективности является деятельность фирмы внутри границы, например в точке В. Компания могла бы действовать более эффективно, чтобы добиться как более высокой рыночной оценки, так и более значительного роста. Такая неэффективность может иметь место по различным причинам, например, из-за преднамеренной политики предпочтения расходов (см. разд. 9.6) на содержание большого бюрократического аппарата в престижных офисах, из-за раздутой отчетности, из-за желания отдохнуть на работе или просто из-за некомпетентности руководства. К такому же результату может привести непонимание руководством истинной ценности активов. Например, производственная фирма может располагаться в центральной части города, где гораздо выгоднее размещать офисы и магазины, но непонимание и инерция способны помешать руководителю перенести фирму в более дешевое место и продать землю. Подобные фирмы являются привлекательными объектами для поглощения. Во всех случаях покупатель может получить доход путем устранения неэффективности, переместив фирму на границу «рост—оценка».

 

Второй тип «неэффективности» выделил Маррис.42 Если навязанной руководством целью фирмы является рост, она может действовать в точке, подобной С, эффективно используя ресурсы, но

жертвуя ради роста рыночной

------------

42 См.: Мarris R. The Economy Theory of Managerial Capitalism. London, 1966; см. также: Heal G., Silberston Z. Alternative Managerial Objectives: An Explanatory

 



Продолжение текста


Вернуться

Координация материалов.Экономическая школа

Экономическая школа 90




Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru