Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика



14.5. Управленческие поглощения

В главе 9 было показано, что помимо максимизации прибыли управляющие могут руководствоваться и другими целями. В этой главе мы увидели, что курс акций способен значительно уклоняться от фундаментальной оценки и что дисциплина фондового рынка по отношению к неэффективным и не максимизирующим прибыль фирмам может быть слабой. В широких пределах, следовательно, управляющие при очень незначительном давлении на них иногда преследуют и другие цели. Это ведет к возникновению нового мотива слияний, делая их частью стратегии роста фирм, контролируемых управляющими. Мы называем такие поглощения управленческими поглощениями.

В главе 10 теория роста фирм почти полностью ограничивается внутренним ростом фирм. В этом контексте основным пределом роста был компромисс между ростом и прибыльностью, включающий как положение фирмы на рынке, так и способность руководства обеспечивать рост, а также возможные ограничения на финансовые средства. Рассмотрим сейчас эти ограничения применительно к фирме, которая занимается поисками путей роста только лишь через поглощение существующих фирм, а не посредством самостоятельного создания новых активов.

Фирма, растущая за счет слияния, не сталкивается с ограничивающим компромиссом между ростом и прибыльностью. Ей становится доступным множество проектов, не связанных с уменьшением прибыльности. Например, фирма может расширить свою долю на существующем рынке путем приобретения доли других фирм, уже действующих на этом рынке. Это не приведет к уменьшению нормы прибыли и даже, наоборот, может привести к ее увеличению, как это предполагалось выше в разделе 14.3. Не будет необходимости ни в снижении цен, ни в дорогостоящей кампании по расширению сбыта. Более того, за счет поглощения фирмы, уже существующей в этой области, фирма может проникнуть в область новых продуктов без дорогостоящих исследований и разработок. Не возникает также и каких-либо управленческих проблем, связанных с эффектом Пенроуз (см. разд. 10.5).50 Приобретающая фирма может сохранить прежнее руководство и

предоставить ему самостоятельность в руководстве делами приобретенной фирмы. Действительно, проблемы руководства, похоже, возникают только там, где имеется попытка интегрировать операции приобретенной фирмы на уровне более глубоком, чем наличие общего фирменного бланка. Эффект слияния в этом случае заключается в сдвиге кривой возможностей роста вправо. Предположительно, имеется не только выигрыш — можно ожидать наличия убывающей отдачи от этого процесса (не слишком много подходящих «жертв» и реальные управленческие проблемы), но при этом будет иметь место намного больший диапазон возможностей

____________

50 Penrose Е. The Theory of the Growth of the Firm. Oxford, 1959



 

 

Продолжение текста



 

 

Вернуться

Координация материалов.Экономическая школа

Экономическая школа 90




Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru