Рейтинг@Mail.ru






Яндекс.Метрика
 

100 Hot Books (Амазон, Великобритания)




 

СРЕДНИЕ ЗАТРАТЫ В КОРОТКОМ ПЕРИОДЕ (average cost (short run)) — единичные затраты (общие затраты, делённые на объём выпуска) производства определённых объёмов про­дукции на предприятии данного (постоянного) размера.

Средние общие затраты (АТС) можно разделить на средние постоянные затраты (AFC) и средние переменные затраты (AVC). AFC непрерывно снижаются по мере роста выпуска, так как данная общая сумма постоянных затрат распределяется на всё большее число единиц. Например, при величине постоянных затрат 1000 ф. ст. в год и годовом выпуске 1000 единиц посто­янные затраты на единицу продукции составляют 1 ф. ст., при увеличении же годового выпуска до 2000 единиц постоянные затраты на единицу продукции упали бы до 50 пенсов (см. кри­вая AFC на рис. 120а).

Если рассматривать весь диапазон потенциального выпуска фирмы, то вначале AVC падают (отражая рост отдачи переменного ресурса), а затем увеличиваются (отражая убываю­щую отдачу переменных факторов — затраты растут быстрее, чем выпуск), как показано кривой AVC на рис. 120а. Таким образом, обычная кривая АТС в коротком периоде имеет U-образную форму.

Рис. 120. Средние затраты в коротком периоде,

а. Типичные кривые средних общих затрат (АТС), средних переменных затрат (AVC) и средних постоянных затрат (AFC) на всем диапазоне выпуска,

б. Типичные кривые АТС и AFC и постоянная линия AVC на ограниченном диапазоне выпуска.

Однако в пределах более ограниченного диапазона выпуска, в котором фирмы обычно и действуют, чаще всего имеет место постоянная отдача переменного фактора, т. е. по мере увели­чения затрат переменных факторов и неизменности затрат по­стоянных выпуск увеличивается на равные величины. В таких условиях AVC остается неизменной на всем диапазоне выпуска (рис. 120б), и в результате АТС убывает параллельно AFC.

Ср. средние затраты в длительном периоде.

См. убыток, минимизация убытков.

 

 

МИНИМИЗАЦИЯ УБЫТКОВ (loss minimization) — стратегия фирмы в коротком периоде в неблагоприятных рыночных усло­виях, делающих невозможной максимизацию прибыли. Как максимизация прибыли, так и минимизация убытков требуют от фирмы производства такого объёма выпуска, при котором предельные затраты равны предельной выручке. Например, фирма при совершенной конкуренции должна произвести объ­ём выпуска OQ (рис. 65). Однако неблагоприятные условия в коротком периоде могут послужить причиной того, что цена (ОР) будет недостаточна для покрытия средних общих затрат (ОС) при данном объёме выпуска, т. е. фирма несёт убытки (фи­гура PCXY на рис. 65).

Рис. 65. Минимизация убытков

В коротком периоде фирма будет про­должать производить данный объём выпуска до тех пор, пока цена достаточна для покрытия средних переменных затрат (ОС1 ) и образования валовой прибыли (фигура PC1ZY), частично покрывающей постоянные затраты, тогда как в длительном периоде сохранение подобного положения дел в конце концов заставит фирму покинуть рынок.

 

 

СРЕДНИЕ ЗАТРАТЫ В ДЛИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ (average cost (long run)) — единичные затраты (общие затраты, делённые на объём выпуска) производства продукции на предприятиях раз­личного размера. Положение кривой средних общих затрат ко­роткого периода (АТС) зависит от существующего размера пред­приятия. В длительном периоде фирма может изменять размер. Каждому значению размера предприятия соответствует своя U-о­бразная краткосрочная кривая АТС. По мере увеличения мас­штабов деятельности фирмы происходит переход от одной кри­вой на другую. Путь, вдоль которого происходит рост фирмы (АТС длительного периода), является, таким образом, огибающей кри­вой всех возможных краткосрочных кривых (см. рис. 119).

Обычно предполагается, что долгосрочная кривая АТС поло­га и имеет U-образную форму, причём минимуму средних за­трат соответствует уровень выпуска ОХ. Сначала средние за­траты снижаются вследствие экономии от масштаба, однако в конце концов, когда последняя сменяется потерями от масшта­ба, средние затраты начинают расти.

Однако эмпирические исследования поведения кривых дол­госрочных средних затрат показывают, что при увеличении выпуска фирмы редко сталкиваются с убывающей отдачей от масштаба и поэтому кривые средних затрат для большинства компаний имеют L-образную форму (рис. 119б). В тех случаях, когда потери от масштаба имеют место, минимальный эффек­тивный масштаб, при котором будет действовать компания, соответствует минимуму кривой долгосрочных средних затрат (рис. 119а). Тогда же, когда в пределах обычного диапазона выпуска убывающая отдача от масштаба отсутствует, мини­мальный эффективный масштаб соответствует такому уровню выпуска, при котором экономия от масштаба исчерпывается и начинает действовать постоянная отдача от масштаба (рис. 119б).

Рис. 119. Средние затраты в длительном периоде,

а. Типичная Uбразная форма кривой средних затрат в длительном периоде,

б. Ти­пичная L-образная кривая — результат расширения производства.

Ср. средние затраты в коротком периоде.

 

 

 

МИНИМАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ МАСШТАБ (minimum effi­cient scale) — точка на кривой средних затрат длительного периода фирмы, где экономия от масштаба исчерпывается и начинается постоянная отдача от масштаба.

В теории средние затраты длительного периода обычно изо­бражают U-образными кривыми, так как считается, что эконо­мия от масштаба снижает средние затраты с увеличением вы­пуска до определённого предела, после которого вступают в дей­ствие потери от масштаба, и средние затраты начинают с дальнейшим увеличением выпуска расти. Однако статистиче­ские данные свидетельствуют о том, что для многих отраслей кривая средних издержек длительного периода имеет L-образную форму, как показано на рис. 64.

 

Рис. 64. Минимальный эффективный масштаб.

В отраслях, где минимально эффективный масштаб доста­точно велик по отношению к общим размерам рынка, можно ожидать высокой степени концентрации продавцов. Дело в том, что на рынке в этом случае может удержаться лишь малое число фирм, размер которых соответствует минимальному эф­фективному размеру. Потенциально невыгодные условия про­изводства для фирм, стремящихся занять небольшую долю рын­ка, на котором закрепились крупные фирмы, также могут слу­жить барьерами входа.

См. естественная монополия, гибкая производственная сис­тема.

 

 

УБЫТОК (loss) — отрицательное значение разности общей выручки и общей выручки данной фирмы. в коротком периоде, когда общая выручка фирмы недостаточна для покрытия переменных затрат, эти фирмы покинули бы рынок, если бы не восприняли эту ситуацию как временную. В тех условиях, когда общая выручка достаточна для покрытия переменных затрат, а валовая прибыль частично покрывает постоянные затраты, фирмы могут продолжать производство, несмотря на общую убыточность. Однако в длительном периоде общая убыточность заставит их покинуть рынок.

См. выход с рынка, минимизация убытков, счёт прибылей и убытков.

 

 

 

 

Можно искать термины и их толкования на всех сайтах Экономической школы:



 

 

Вернуться на страницу "Указатель терминов"

Координация материалов. Экономическая школа





Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru