Рейтинг@Mail.ru






Яндекс.Метрика
 

100 Hot Books (Амазон, Великобритания)





ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ (internalization) — 1. Включение оценки внешних эффектов (как отрицательных, так и положительных) в затраты или доход производителя этих эффектов. Интернализация создаёт условия для рыночного регулирования внешних эффектов и в идеале''— установления их оптимального уровня. Существуют различные пути интернализации:

 

(а) чёткое закрепление прав собственности на все виды ресурсов. Теорема Коуза утверждает, что если трансакционные затраты при этом пренебрежимо малы, то переговоры между производителем и получателем внешнего эффекта позволят достичь оптимального (с учётом внешних эффектов) размещения ресурсов;

 

(б)     обложение производителя внешнего эффекта налогом (так называемым налогом Пигу), по величине равным оценке создаваемого эффекта;

 

(в)     объединение производителя и получателя внешнего эффекта в руках одного собственника (см. интернализация 2).

 

2. Комбинирование двух или более родственных видов производства в рамках деятельности одной фирмы, в противоположность распределению этих видов производства отдельно по разным фирмам с последующим синхронизированием их посредством рыночных сделок (см. рынок). Экономическая теория постулирует, что максимизирующие прибыль фирмы (см. максимизация прибыли) интернализируют последовательность операций в том случае, если в результате этого производственные затраты будут ниже, нежели в противном.

 

Наиболее типичным примером интернализации может служить вертикальная интеграция, при которой родственные виды деятельности скомбинированы в технологической последовательности. В процессе вертикальной интеграции затратные преимущества увеличиваются: уменьшаются производственные затраты вследствие соединения последовательных производственных процессов (например, прокатных станов железа и стали для избежания повторного нагрева); исключаются трансакционные затраты, возникающие в условиях несовершенных рынков (например, монопольные надбавки к ценам, устанавливаемые монополизированными поставщиками сырья, ненадёжность источников снабжения, ограничения рынка сбыта).

 

Концепция интернализации относится также и к горизонтальной интеграции между многоотраслевыми фирмами и транснациональными компаниями. В случае транснациональных компаний создание заводов за рубежом вместо прямых поставок продукции путём экспорта происходит из-за трансакционных затрат, порождённых такими формами несовершенств рынков, как тарифы, квоты и валютный контроль, а также из-за того, что монопольные преимущества (запатентованный продукт, ноу-хау или уникальный продукт) могут быть лучше использованы и обеспечены посредством прямого контроля.

 

Принцип интернализации также относится к финансированию инвестиционных программ, осуществляемых диверсифицированными фирмами. Такие конгломераты способны переводить средства из одних своих производственных подразделений в главный орган управления, который затем перемещает их в другие производственные подразделения; для них отпадает необходимость нести затраты на получение средств из внешних источников через фондовую биржу.

 

См. трансфертная цена

 

 

ТРАНСАКЦИОННЫЕ ЗАТРАТЫ (transaction cost) — затраты, возникающие при использовании рынка для покупки и продажи факторов производства и конечных продуктов. Трансакционные затраты включают в себя затраты на поиск поставщиков или потребителей, на заключение контрактов с ними, на контроль за соблюдением контрактов, юридическую защиту и т. д., а также затраты, связанные с несовершенствами рынка (например, трудности получения информации о ценах и качестве товаров, ненадежные источники поставок, ограничения на количество точек розничной торговли).

 

См. также интернализация

 

ТРАНСФЕРТНАЯ ЦЕНА (transfer price) — внутренняя цена, по которой факторы производства и продукты обмениваются между отделениями или филиалами интегрированной фирмы (см. вертикальная интеграция, диверсификация). Цена может устанавливаться либо с ориентацией на цены, наблюдаемые на внешних рынках факторов производства и продуктов (ценообразование на расстоянии), либо может управляться (см. управляемая цена) в соответствии с некоторым внутренним порядком учёта (например, ценообразование по принципу полных затрат).

 

При трансфертном ценообразовании фирма более осторожна в установлении цен на свои продукты и вполне может поддаться соблазну использовать манипулятивное трансфертное ценообразование для нанесения ущерба конкурентам (например, ценовому сжатию неинтегрированной фирмы-конкурента), а в случае транснациональной компании — для раздувания своих прибылей (например, при передаче факторов или продукта через границы трансфертные цены могут быть установлены таким образом, что большую часть прибылей фирма будет получать в странах с низким уровнем налогообложения).

 См. интернализация, налоговая гавань, теневая цена.

 

 

ИЕРАРХИЯ (hierarchy) — организация экономической деятельности внутри фирмы. При определённых условиях реализацию экономических сделок берёт на себя внутрифирменная управленческая иерархия, заменяя собой рыночные отношения.

 

См. интернализация

 

Можно искать термины и их толкования на всех сайтах Экономической школы:


 

 

Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа







Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru