Рейтинг@Mail.ru






Яндекс.Метрика
 

100 Hot Books (Амазон, Великобритания)





СРЕДНЯЯ ВЫРУЧКА ФАКТОРА (average revenue product) — частное от деления общей выручки, полученной в результате использования данного объёма затрат переменного ресурса для производства и реализации продукции, на число затраченных единиц этого фактора. Средний факторный доход получается из произведения среднего физического продукта фактора на среднюю выручку или цену продукта. Средняя выручка фактора вместе со средними затратами служит для фирмы показателем того, сколько единиц производственного фактора ей необходимо задействовать, чтобы максимизировать прибыль в коротком периоде.

 

См. предельная выручка фактора

Рынок факторов

 

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА (factors of production) — ресурсы, используемые фирмой в качестве факторов расхода в производстве товаров и услуг. Основные производственные факторы — природные ресурсы, труд и капитал. Для производства данного выпуска факторы производства могут сочетаться в различных пропорциях (см. производственная функция). Согласно теории фирмы, фирмы выбирают такую комбинацию факторов для производства данного объёма выпуска, которая минимизирует затраты производства (см. функция затрат).

 

См. предприниматель, мобильность

Рынки факторов производства (введение)

 

ЗАТРАТЫ ФАКТОРОВ (factor cost) — оценка произведённых товаров и услуг, рассчитываемая как стоимость использованных факторов производства (материалов, труда и т. д.), т. е. сюда не включаются никакие косвенные налоги или субсидии на продукты. Так, продукт, производство которого обходится (включая прибыль) в 10 ф. ст., облагаемый косвенным налогом в 1 ф. ст., будет иметь рыночную цену 11 ф. ст., а затраты факторов — 10 ф. ст.

 

См. факторы производства, В.М.Гальперин о природе капитала

 

ВЫПУСК (output) — товары и услуги, произведённые путем комбинации факторов производства.

 

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ (entrepreneur) — индивид, который объединяет и организует факторы производства, создавая предприятие с целью получения прибыли. Факторы производства (один или более) из трёх существующих (природные ресурсы, труд, капитал) индивид может доставлять сам, но может арендовать или покупать их в расчёте на будущую прибыль. Функция предпринимателя иногда называется четвёртым фактором производства.

 

В XIX в. предприниматель был единоличным собственником, владевшим большинством или всеми факторами производства, но особенно управленческой квалификацией. Появление акционерных компаний привело к разделению управления и предложения капитала, так что «предприниматель» стал более гипотетическим и абстрактным термином. Этот термин относится к любому индивиду или группе людей, которые выполняют вышеописанные функции несения риска и организации. В соответствии с традиционной теорией фирмы предприниматели стремятся максимизировать прибыль; однако с 30-х гг. нашего века все большее число экономистов признаёт, что отделение собственности от управления, влияя на характер поведения групп людей, руководящих корпорациями, может побудить их преследовать цели иные, нежели максимизация прибыли.

 

См. поведенческая теория фирмы, управленческие теории фирмы, риск и неопределенность.

Теория риска, П.А. Ватник, учебное пособие

Теория фирмы (Вехи экономической мысли, том второй)

 

ОТДЕЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ ОТ УПРАВЛЕНИЯ (divorce of ownership from control) — положение, когда фирма принадлежит акционерам, но контролируется не ими, а управляющими фирмы (советом директоров, назначаемым акционерами на своём годовом собрании с целью ведения дела в их интересах). Поскольку каждый акционер в среднем владеет небольшим пакетом акций и далёк от повседневных проблем фирмы, принятие решений остаётся за руководством фирмы. Осознание перехода власти в фирме к её управляющим привело к возникновению новых направлений теории фирмы, в которых управленческие цели заменили традиционную гипотезу о максимизации прибыли.

 

См. управленческие теории фирмы.

П. Милгром, Дж. Робертс Экономика, организация и менеджмент: В 2-х т. / Пер. с англ. И.В. Розмаинского, Д.Е Тетерина, К.А. Холодилина под редакцией И.И. Елисеевой и В.Л. Тамбовцева — СПб.: Экономическая школа, 1999. — т. 1 – 472 с., т. 2 – 424 с. ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ

 

 

Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы:


 

 

Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа







Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru