Об "ЭШ" Карта сайта, экономическая школа English, SEI Эксперты, мнения, книги, ЭШ Обратная связь, ЭШ Книжные серии, Серия "Этическая Экономия" Учебная литература для средней и высшей школы ИМЕНА Музыка, литература, искусство Словарь основных терминов_50 лекций по микроэкономике Имена и термины, Экономическая школа Альманах "Экономическая школа", выпуски 6 и 7 Иностранные языки Новости Дискуссии в Экономической школе Аналитическая школа Вехи экономической мысли Поиск и приобретение книг Учебники по экономике Учебные материалы и темы Журнал Экономическая школа Перечень английских экономических терминов A 200 великих экономистов Марк Блауг Координация матералов Экономическая школа Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы 50 тем и литература для подготовки студентами докладов по экономике_Экономическая школа The School of Economics
Рейтинг@Mail.ru






Яндекс.Метрика
 

100 Hot Books (Амазон, Великобритания)




 

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА (economic policy) — стратегия и мероприятия, предпринимаемые государством при управлении экономикой для достижения своих экономических целей.

Государство стремится обеспечить (на макроуровне) полную занятость (см. безработица), стабильность цен (см. инфляция), экономический рост и равновесие платёжного баланса, а также (на микроуровне) эффективное использование ресурсов. На практике, ввиду сложности взаимосвязей в экономике и её подверженности внешним воздействиям, одновременное достижение всех этих целей практически невозможно, поэтому необходимо выделение приоритетов. Следовательно, на этот процесс неизбежно будут влиять наряду с экономическими также политические соображения.

 

Приоритет, отдаваемый различным экономическим целям, будет отражать идеологию правительства (которое, при одной крайности, избрано демократическим путём, а при другой — является узурпировавшей власть диктатурой). Правительство, придерживающееся в целом левой идеологии, положительно относится к распределению государственной собственности на средства производства и к усиленному вмешательству в экономику для достижения своих экономических целей; тогда как правительство, придерживающееся в целом правой идеологии, положительно относится к ограничению государственной собственности и к минимальному вмешательству правительства в экономику, опираясь на рыночные механизмы (см. экономическая система). На практике большинство стран имеет смешанную экономику, в которой функционируют как государственный, так и частный сектор.

 

Для достижения экономических целей правительства руководствуются различными оценочными суждениями в отношении, например, наиболее приемлемого распределения доходов между людьми. Они по-разному оценивают влияние своей политики на положение определённых слоев общества, а также выражают желание помочь одним группам населения за счёт других. Правительства, кроме того, придерживаются разных оценочных суждений относительно приоритетов, которые они отдают национальной обороне, безопасности и охране порядка, защите окружающей среды и многим другим неэкономическим вопросам. Все эти так называемые «нормативные» элементы могут влиять на определение экономических целей и выработку экономической политики (см. нормативная экономическая теория).

 

На уровне макроэкономической политики правительство, действующее в рамках смешанной экономики, может использовать различные меры общего характера, включая фискальную политику (изменение налоговых ставок и государственных расходов), кредитно-денежную политику (контроль над денежной массой и процентными ставками), политику цен и доходов (контроль над затратами и ценами) и управление валютным курсом, необходимое для того, чтобы влиять на состояние внешней торговли и платёжного баланса страны. На более конкретном уровне к ним добавляются мероприятия, направленные на стимулирование инвестиций в промышленность, в исследования и разработки, поощрение предпринимательства и защиту интересов потребителей (см. промышленная политика, региональная политика, политика в отношении конкуренции).

 

Налогово-бюджетная и кредитно-денежная политики — основные меры, которые использовали все правительства Великобритании начиная с 1945 г., — влияют на уровень и распределение доходов в экономике, по существу воздействуя на спрос. В последние годы приоритеты сместились в сторону предложения, что отражается, в частности, в попытках придать большую гибкость функционированию рынка труда посредством ослабления монополии профсоюзов.

 См. экономика благосостояния, экономика предложения, микроэкономическая политика.

 

 

U-ОБРАЗНЫЙ ПОВОРОТ (U-turn) — внезапный поворот государственной экономической политики, в основном вызываемый либо какими-то непредвиденными событиями (такими, как рост цен на нефть в 1973 и 1979 г. и падение курса британского фунта стерлингов в 1992 г.), либо отменой определённых политических инициатив, которые потерпели неудачу.

 

 

МИКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА (microeconomic policy) — установление государством определённых целей для отдельных рынков или отраслей и использование инструментов регулирования рынков и отраслей для достижения этих целей. Микроэкономическое целеполагание сосредоточивается на эффективности размещения ресурсов и путях устранения таких препятствий эффективному размещению, как, например, монопольные искажения или медленное приспособление производственных мощностей к спросу на рынке. Эти препятствия могут быть преодолены политикой в отношении конкуренции и промышленной политикой.

См. региональная политика, экономическая политика, макроэкономическая политика.

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (economic system) — механизм, созданный для решения двусторонних проблем редкости и вы пуска. Поскольку экономические ресурсы ограничены по сравнению с потребностями общества в товарах и услугах, необходимы определённые способы их размещения между альтернативными направлениями использования. В современном мире эту функцию выполняют три основных механизма: экономика частного предпринимательства, в которой размещение ресурсов осуществляется через рынки; централизованно планируемая экономика, в которой размещение ресурсов осуществляется государством; смешанная экономика, в которой размещение ресурсов осуществляется как рынком, так и государством.

 См. национализация, приватизация.

 

 

 

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА (industrial policy) — политика, направленная на обеспечение эффективности промышленного производства и конкурентоспособности, содействие техническому прогрессу, а также создание новых рабочих мест. Промышленная политика может быть общей, например меры-по увеличению конкуренции (см. политика в отношении конкуренции) и обеспечению регионального развития (см. региональная политика), и частной, например меры по стимулированию эффективности и внедрению новых технологий. Кроме того, промышленная политика может быть более узко направлена на избирательную интервенцию в отдельные отрасли промышленности или на поддержку отдельных проектов и фирм. В большинстве стран промышленная политика может быть как реактивной (например, в случае рыночного фиаско такая политика состоит в перестройке и рационализации приходящей в упадок отрасли производства или в поддержке фирм, терпящих банкротство), так и проактивной (действующей как катализатор изменений посредством стимулирования, например создания нового бизнеса и технического развития).

 

В Великобритании промышленная политика в широком смысле осуществлялась вплоть до настоящего времени национальным советом по экономическому развитию и подчинявшимися ему комитетами экономического развития. Основная задача Совета состояла в разработке программ по повышению эффективности и международной конкурентоспособности и в определении слабых мест и возможностей отдельных отраслей промышленности. Совет был упразднен в 1992 г.

 

Среди общих программ помощи производству можно выделить программы, направленные на содействие малому бизнесу (Схема развития бизнеса), внедрение передовых технологий (Программа прикладного применения микропроцессорной техники), а также программы профессионального обучения.

 

Среди избирательных интервенций в британскую промышленность можно выделить рационализацию приходящих в упадок отраслей; поддержку растущих отраслей, в которых внедряются высокие технологии; фирм, испытывающих временные финансовые затруднения; содействие изобретениям и инновациям; оказание помощи в проведении стратегических слияний.

Для финансирования промышленной политики в Великобритании было основано большое количество учреждений, включая Национальную корпорацию по содействию научным исследованиям и разработкам (основана в 1948 г.), Корпорацию по реорганизации промышленности (1966-1971), Национальное управление по предпринимательству (1975) и Группу содействия британскому техническому развитию, образованную посредством слияния Национальной корпорации по содействию научным исследованиям и разработкам и Национального управления по предпринимательству в 1981 г.

 

В отдельных странах (особенно в Великобритании) промышленная политика проводилась на непостоянной основе и её претворение в жизнь зависело от внимания, которое уделяло ей очередное правительство. В других странах, например во Франции и Японии, промышленная политика являлась частью индикативного планирования и осуществлялась на более длительной и скоординированной основе.

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ ПО ИССЛЕДОВАНИЯМ И РАЗРАБОТКАМ (national research and development corporation) — британская организация, оказывавшая различную поддержку (в том числе и финансовую) разработкам и внедрению в промышленность изобретений с 1948 по 1981 г.

 

См. промышленная политика

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ (National enterprice board) — британская организация, которая поддерживала и финансировала рационализацию, слияния и инвестиционные проекты промышленного сектора в период с 1975 по 1981 г.

См. британская технологическая группа, промышленная политика

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (National Economic Development Council (NEDC)) — организация, существовавшая в Великобритании в период с 1961 по 1992 г. Целью Совета было улучшение недостаточных (по сравнению с другими развитыми странами) экономических показателей страны. Совет был создан как регулирующий орган экономики, и его задачей было собрать воедино правительство и обе стороны производства: управленческие структуры и профсоюзы. В его функции входило определение препятствий, стоящих на пути увеличения эффективности и темпов экономического роста, а также нахождение способов преодоления этих препятствий. Первичные организации Совета были представлены различными подкомитетами (комитетами экономического развития) — по одному в каждой отрасли отечественной промышленности. Центральный орган Совета играл поддерживающую и координирующую роль.

 

См. также индикативное планирование, национальный план

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПО ЦЕНАМ И ДОХОДАМ (National board for prices and incomes) — регулирующий орган Великобритании, контролировавший цены, заработную плату и т. д. в соответствии с политикой цен и доходов. Действовал с 1965 по 1970 г.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН (national plan) — долгосрочный план развития экономики. Подобные планы обычно охватывают период до пяти или более лет и составляются для того, чтобы устранить узкие места экономического развития посредством координации роста различных секторов экономики, используя необходимые инвестиции и трудовые соглашения. В централизованно планируемой экономике национальный план вырабатывается правительственными органами, в смешанной экономике он является результатом совместной работы правительства, профсоюзов и представителей деловых кругов.

 

См. также индикативное планирование, национальный совет по экономическому развитию

 

 

ПЛАН ПООЩРЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (business expansion scheme) — программа, принятая в Великобритании в 1981 г. и нацеленная на поощрение развития мелкого бизнеса путём предоставления предпринимателям многочисленных налоговых льгот на инвестиции.

 

См. также промышленная политика

 

 

ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (indicative planning) — метод регулирования экономики, который включает в себя определение долгосрочных целей и разработку программ действия для достижения этих целей с использованием таких методов, как модель «затраты-выпуск». В отличие от централизованно планируемой экономики индикативное планирование действует через рынок (ценовая система), а не заменяет его. Наконец, процесс планирования сводит вместе обе стороны промышленности (профсоюзы и управленческие круги) и правительство.

 

Единственный случай опробования индикативного планирования в Великобритании имел место в 1965 г. при формировании национального плана, в соответствии с которым целевой уровень темпов экономического роста Великобритании за период 1964-1970 гг. должен был составить 3.8% в год. В разработке этого плана принимали участие различные государственные органы (национальный совет по экономическому развитию и комитеты экономического развития отдельных отраслей промышленности) для обеспечения как национальной, так и межотраслевой координации. Однако национальный план был отменён в 1966 г. после того, как британская экономика была застигнута врасплох кризисом платёжного баланса, который привёл к вынужденным дефляционным мерам. При этом Национальный совет и комитеты экономического развития продолжали функционировать на менее формальной основе. Напротив, Франция и Япония использовали индикативное планирование в течение продолжительного времени, начиная с 1950 г.

См. промышленная политика

 

СУБСИДИЯ (subsidy) — предоставление государством финансовых и других ресурсов для поддержки деятельности предприятия или отдельного индивида. Субсидии могут быть прямыми (гранты в виде наличных, беспроцентные займы и т. д.) или косвенными (амортизационные списания, скидки с тарифов на электроэнергию для пенсионеров и т. д.) и могут предназначаться для различных целей. Существуют следующие виды субсидий:

 

(а) Производственные субсидии (см. производство): субсидирование производителей государством для побуждения их к увеличению объёма выпуска определённых продуктов путём частичного покрытия их производственных затрат или даже финансирования убытков. Целью таких субсидий может быть расширение производства по низкой цене некоторого продукта, который считается необходимым (например, определённого продукта питания, причём субсидируются и потребители этого продукта); или, например, помощь в открытии новой фирмы (см. план поощрения предпринимательства) или отрасли (см. отраслевая политика); либо стимулирование размещения фирм в определённом регионе (см. региональная политика). В первом случае субсидии используются как инструмент перераспределения дохода либо путём снижения цен на такие продукты, как хлеб и молоко, которые занимают важное место в бюджете малоимущих слоев населения, либо путём прямого субсидирования доходов.

 

(б)    Экспортные субсидии (см. экспорт): субсидирование государством экспорта определённого продукта или экспорта в целом для поддержания платёжного баланса страны.

 

(в)     Субсидии занятости: субсидирование заработной платы государством для побуждения предпринимателей к предоставлению большего числа рабочих мест с целью снижения уровня безработицы в экономике.

 

(г)     Субсидии дохода: субсидирование населения через государственную систему трансфертных платежей (например, пособий по социальному обеспечению) с целью поддержания некоторого минимального уровня жизни беднейших слоев общества.

 

Субсидии способствуют увеличению выпуска «избранных» продуктов, но в целом искажают процессы размещения ресурсов внутри страны, а также могут неблагоприятно повлиять на международную торговлю.

 

См. принцип перераспределения дохода в налогообложении, протекционизм, перекрёстное субсидирование

 

 

БРИТАНСКАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА (British technology group) — английская организация, образовавшаяся в 1981 г. в результате слияния Национальной корпорации по исследованиям и разработкам и Национального совета по предпринимательству, целью которой является повышение эффективности промышленности и стимулирование инноваций путём финансирования инвестиций и перестройки в промышленности.

См. промышленная политика

 

 

ПЕРЕПИСЬ (census) — всестороннее официальное обследование домашних хозяйств и фирм, регулярно предпринимаемое с целью получения социально-экономической информации. В Великобритании переписи населения проводятся каждые 10 лет с 1891 г. для обеспечения сбора информации о демографических тенденциях. Данные переписей используются государством при планировании расходов на жилищное строительство, образование и социальное обеспечение. Промышленные переписи проводятся ежегодно с целью получения подробных данных о промышленном производстве, занятости, инвестициях и т. д. Перепись предприятий торговли даёт сведения об оптовой и розничной торговле. Эту информацию государство может использовать при выработке своей экономической и промышленной политики.

 

 

ДЕПАРТАМЕНТ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (Department of envi­ronment (DOE))— британский правительственный департамент, ведающий наблюдением и контролем за состоянием окружаю­щей среды, а также руководящий местными подразделениями.

 

 

ДЕПАРТАМЕНТ ПО ВОПРОСАМ ЗАНЯТОСТИ (Department of employment (DE)) — британский правительственный департа­мент, отвечающий за осуществление государственной полити­ки занятости и соблюдение трудового законодательства. Де­партамент по вопросам занятости способствует эффективному использованию трудовых ресурсов, помогая незанятым рабо­чим через свои местные бюро занятости найти работу, а также организуя курсы повышения квалификации.

 

 

ДЕПАРТАМЕНТ ПО ДЕЛАМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (Department of health) — британский правительственный департамент, осуществляющий руководство Национальной службой здравоохранения.

 

 

ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (Department of social security (DSS))— британский правительственный департамент, осуществляющий руководство государственными программами социального страхования. Департамент социального обеспечения выплачивает пособия по социальному обеспечению (государственные пенсии, пособия по безработице и болезни) и собирает государственные страховые взносы, с помощью которых финансируются эти выплаты и услуги.

 

 

ДЕПАРТАМЕНТ ТОРГОВЛИ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ (Department of trade and industry (DTI))— британский правительственный орган, отвечающий прежде всего за осуществление государственной политики в сфере торговли и промышленности. Особое внимание департамент уделяет повышению эффективности, реализуя разного рода программы в рамках промышленной политики, включающие в себя поддержку новых предприятий, консультационные услуги для малых фирм, исследования, разработки и передачу технологий. В прошлом правительство настаивало на участии департамента в решении проблем пришедших в упадок отраслей и в поддержке убыточных фирм, но в настоящее время упор делается на повышение самостоятельности предприятий и сведение к минимуму прямого государственного вмешательства.

 

Департамент торговли и промышленности отвечает за осуществление региональной политики, рассматривая заявки фирм, вкладывающих деньги в «районы развития» и зоны предпринимательства, на избирательную поддержку регионов. Департамент тесно сотрудничает с управлением справедливой торговли в области политики в отношении конкуренции в целом и в расследовании фактов слияний и поглощений в частности. Департамент регулирует образование компаний и их деятельность с помощью регистратора компаний, а также выдаёт лицензии депозитным учреждениям и дилерам по ценным бумагам (см. закон о финансовых услугах, 1986). Наконец, департамент играет важную роль во внешнеторговых делах Великобритании, представляя интересы страны на международном (генеральное соглашение по тарифам и торговле) и региональном (европейское сообщество) уровнях. Департамент оказывает важное содействие экспортерам через Центр информации об экспортных рынках, Британский совет заморской торговли и другие вспомогательные органы, в том числе отдел экспортных кредитных гарантий.

 

 

 

Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы:



 

 

Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа







Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru