Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика



   50 тем и литература для подготовки студентами докладов по экономике   

 




РАЗДЕЛЕНИЕ (de-merger) — разъединение компании, возникшей зачастую в результате слияния, на две (или более) отдельные компании. Легче всего его произвести, если исходные предприятия, объединившиеся при слиянии, продолжали действовать как отдельные подразделения образовавшейся из них компании. В этом случае компанию А—В, например, можно разбить на две отдельные зарегистрированные компании А и В, причем акционеры исходной компании будут иметь акции двух последних. Таким образом, в отличие от отторжения (продажа подразделения внешним инвесторам) или управленческого выкупа (продажа подразделения его управляющим), по крайней мере в начальный период эти компании не меняют своих собственников (акционеров).

 

Разделение может иметь место из-за того, что компания, образовавшаяся в результате слияния, не смогла оправдать ожиданий по причине внутренних конфликтов управления или из-за пересмотра деловой стратегии компании, сконцентрированной отныне на своем основном бизнесе.

 

 

 

 

ДЕЛОВАЯ СТРАТЕГИЯ (business strategy) — формулирование фирмой долгосрочных планов и методов хозяйствования, объединяющих различные стороны производственной и сбытовой деятельности фирмы, с тем чтобы достичь поставленных целей.

 

См. цели фирмы, конкурентная стратегия, горизонтальная интеграция, вертикальная интеграция, диверсификация.

 

 

 

 

КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ (competitive strategy) — одна из сторон деловой стратегии, включающая в себя разработку мероприятий фирмы, направленных на выживание и победу в борьбе с конкурентами на рынке конкретной продукции. Чтобы достичь этих целей, фирма должна осуществить внутреннюю оценку своих ресурсов и возможностей в сравнении с конкурентами, чтобы выявить свои сильные и слабые стороны. Кроме того, фирма должна также осуществить внешнюю оценку характера и устойчивости «движущих сил конкуренции» на конкретных рынках, а именно:

(а) соперничества существующих фирм;

(б) рыночной власти поставщиков производственных факторов;

(в) рыночной власти потребителей;

(г) угрозы появления новых фирм на рынке и

(д) угрозы появления продуктов-заменителей.

 

Рассмотрение этих факторов завершается выработкой общей конкурентной стратегии, основанной либо на лидерстве в области издержек в целом по отрасли, либо на дифференциации продукта, либо на более узконаправленной деятельности, нацеленной на получение конкурентных преимуществ на ограниченном сегменте рынка.

 

См. также О.Р.Верховская. Презентация доклада «Стратегический менеджмент»

 

 

 

КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО (competitive advantage) — активы и характеристики фирмы (оборудование, позволяющее экономить затраты, торговые марки на технически прогрессивную продукцию, права собственности на сырьё и материалы и т. д.), дающие ей преимущества над соперниками в конкуренции. Чтобы превзойти конкурентов в борьбе за потребителя на надёжной (прибыльной) и устойчивой (долговременной) основе, фирма в зависимости от природы рынка должна добиваться эффективности своих затрат и/или должна предлагать такую продукцию, которую покупатели предпочтут продукции других производителей. Первое позволяет фирме выжить и победить в ценовой конкуренции, второе отражает её преимущество над конкурентами в области дифференциации продукта.

 

См. экономия от масштаба, кривая опыта, исследования и разработки.

 

 

 

 

ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ (research and development (R&D)) — финансируемые фирмой научные исследования (и фундаментальные, и прикладные), а также усовершенствование и модификация исследовательских идей, нацеленные на разработку в конечном счёте коммерчески жизнеспособных технологий и продуктов. К исследованиям и разработкам относятся как изобретение (открытие новых методов и способов обработки и создание новых продуктов), так и инновации (доведение этих изобретений до коммерческой реализации).

 

Изобретение является действием «по вдохновению» и, таким образом, может осуществляться с ограниченным количеством ресурсов, инновации являются очень ресурсоёмкими. К существенным вложениям капитала, требующимся для проведения разработки и связанным зачастую с риском не получить в итоге товар, который пользовался бы спросом, более расположены большие фирмы, которые способны финансировать эти программы из текущей прибыли, а также уменьшать риск, осуществляя сразу ряд исследовательских проектов. Таким образом, можно утверждать, что рыночные структуры с монополией или олигополией больше способствуют осуществлению исследований и разработок, так как для них характерно образование сверхприбыли. Тем не менее, хотя отдельный монополист обладает ресурсами для обеспечения исследований и разработок, у него могут отсутствовать стимулы для действительного их осуществления, так как его текущее положение на рынке устойчиво. В противоположность этому олигополисты обладают и ресурсами, и стимулами для осуществления исследований и разработок, так как разработки новых технологий, понижающих стоимость производства, и внедрение в производство новых продуктов являются зачастую решающим фактором в достижении конкурентных преимуществ перед производителями аналогичной продукции.

 

Исследования и разработки могут быть также важным фактором в обеспечении более высоких темпов экономического роста. Поэтому с целью создания благоприятных условий для технологической прогрессивности многие страны предоставляют временные патенты в качестве награды изобретателям.

 

См. характеристики продукции, жизненный цикл продукта, Рынки и отдача от исследований и разработок.Дональд Хэй_Дерик Моррис. Industrial Organization.

В.Н.Мягков. Бизнес на инновациях

 

 

 

ДЕЗИНВЕСТИЦИИ (disinvestment) —

1. Уменьшение запаса капитала страны, которое имеет место, когда новые инвестиции недостаточно велики, чтобы покрыть потребление капитала (выбытие капитала в результате износа).

 

2. Продажа или закрытие фирмой части своего предприятия.

 

См. отторжение

 

 

 

ОТТОРЖЕНИЕ (divestment) — закрытие или продажа фирмой од-ной (или более) из своих операционных единиц (например, завода) или целого подразделения. В первом случае отторжение направлено обычно на рационализацию производства и/или концентрацию производства на более современном заводе. Напротив, отторжение целого подразделения указывает на более важное стратегическое решение, принятое фирмой. Отторжение в этом случае может отражать ряд соображений: желание избавиться от неприбыльного, убыточного вида деятельности, отторжение «периферийного» бизнеса с целью высвобождения денежных и управленческих ресурсов, которые с точки зрения альтернативных издержек могли бы быть более эффективно использованы в других направлениях деятельности фирмы; отторжение может отражать значительный сдвиг в стратегии фирмы, например возвращение к «основному» бизнесу. Наконец, отторжение может потребоваться, дабы избежать противодействия со стороны органов, осуществляющих политику в отношении конкуренции, особенно в случаях слияний и поглощений.

 

Отторжение, осуществляемое одной фирмой, в свою очередь, создаёт возможность диверсификации для какой-то другой фирмы в новые сферы бизнеса или возможность для бывших конкурентов увеличить свою долю на рынке.

 

См. рационализация, бостонская матрица, разделение, управленческий выкуп.

 

 

 

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ (rationalization) — реорганизация отрасли или фирмы с целью создания для неё возможности более эффективного использования своих ресурсов. Рационализация обычно предполагает закрытие заводов с высокими затратами (либо через слияние фирм, либо путём их выхода из отрасли), что затем позволяет сконцентрировать выпуск на заводах, имеющих минимально эффективный размер, и позволяет достигнуть лучшего баланса между отраслевым предложением и спросом путём устранения избыточной мощности. Внутри фирмы рационализация может предполагать упрощение её организационной структуры для сокращения накладных затрат.

 

См. также производственная эффективность, организационный «жирок».

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ «ЖИРОК» (organizational slack) — средства организации, предназначенные для удовлетворения потребностей её подразделений в излишках ресурсов, необходимых им для выполнения задач компании. Организации стремятся увеличивать объём организационного «жирка», когда они действуют в условиях низкоконкурентных, олигополистических рынков (см. олигополия) посредством увеличения штатов и т. д. Такой «жирок» служит резервным запасом ресурсов, который компания может использовать при наступлении неблагоприятных условий. Сталкиваясь с ухудшением экономической обстановки, организация может оказать давление на субъединицы для урезания организационного «жирка» с целью сохранения возможностей достижения своих основных целей. Сталкиваясь с растущей рыночной конкуренцией, организация будет действовать как «голодный корабль» всё в большей и большей степени. Организационный «жирок» будет сокращаться всё больше, пока в предельном случае совершенной конкуренции он не станет равным нулю, и максимизация прибыли станет единственной целью.

 

Концепция организационного «жирка» является одним из компонентов поведенческой теории фирмы и во многих аспектах имеет сходство с концепцией Х-неэффктивности.

 

См. также производительность.

 

 

 

 

 

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ВЫКУП (management buy-out) — покупка фирмы или её подразделения функционирующими в настоящий момент управляющими. При покупке фирмы акционеры могут быть готовы к принятию финансовых условий, на которых управляющие совершают покупку, так как акционеры больше, чем посторонний покупатель или партнёр по слиянию, склонны к уступкам. В этих случаях управленческие выкупы часто мотивируются как «защитная мера», вызванная боязнью управляющих потерять свои места при новом, враждебном по отношению к ним владельце. Продажа дочерней компании или подразделения фирмы их функционирующему в данный момент руководству зачастую предпринимается как средство отторжения материнской компании от определённого вида бизнеса, а не в целях слияния или поглощения. В интересах акционеров фирм финансовые детали подобных операций должны сохраняться в тайне. Управленческие выкупы обычно финансируются извне, с участием специалистов по рисковому капиталу и банков.

 

 

 

Можно искать термины и их толкования на всех сайтах Экономической школы:



 

 

 

Вернуться на страницу "Указатель терминов"

Координация материалов. Экономическая школа



Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru