Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика



 

ПРОВАЛ РЫНКА (market failure) — ситуация, при которой рынкам не удаётся достичь оптимального размещения ресурсов. Это может, в частности, произойти при доминировании монопольных производителей (см. монополия) или в случае, когда производство и/или потребление порождает загрязнение окружающей среды (см. внешние эффекты). При фиаско рынка часто необходимо вмешательство государства для регулирования рынков посредством политики в отношении конкуренции, региональной политики, промышленной политики и поддержки цен.

 

См. ценовая система.

 

 

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА (regional policy) — политика, нацеленная на устранение значительных несоответствий показателей безработицы или дохода на душу населения в разных регионах. Основной используемый метод заключается в распределении промышленной деятельности между регионами таким образом, чтобы избежать незанятости трудовых или капитальных ресурсов в угнетённых районах и нежелательной перегрузки более процветающих районов. Особое значение в региональной политике придаётся возрождению районов, которые находятся в промышленном упадке, стимулируя новые фирмы и отрасли размещать производство в этих районах или осуществлять инвестиции (внутренне инвестиционный подход, предполагающий перемещение работы к рабочим). Смысл такого подхода заключается в том, что проблемы областей, находящихся в состоянии депрессии, происходят главным образом из-за чрезмерной специализации этих областей на отдельных отраслях, которые начинают приходить в упадок (например, угольные шахты Южного Уэльса, кораблестроение северо-восточной Англии, хлопчатобумажная отрасль в Ланкашире и т. д.), а не от какого-то фундаментального экономически невыгодного положения. Соответственно требуется именно диверсификация промышленной базы таких районов для создания условий появления новых рабочих мест, что вызывает рост местных расходов, увеличивающих инвестиции, и через эффект мультипликатора повышает уровень доходов.

 

Для реализации внутренне инвестиционного подхода в региональной политике используют следующие способы:

 

(а)     обеспечение финансовых стимулов (инвестиционных грантов, «мягких займов» под низкий процент, освобождения от уплаты налогов, арендной платы и т. д.) фирмам, намеревающимся размещать производство в обозначенных развивающихся районах или промежуточных районах;

 

(б)     непосредственный контроль над производственными и офисными помещениями для предотвращения переноса производства фирмами за пределы развивающихся районов;

 

(в)     инвестирование правительством средств в инфраструктуру, особенно в улучшение автодорог, сети железных дорог и общих условий жизни.

 

Критики этого подхода к региональной политике считают, что принуждение фирм размещать производство в районах, которые могут им не подходить, и субсидирование их деятельности могут нанести ущерб экономической эффективности. Тем не менее нет оснований полагать, что это действительно так.

 

В Великобритании избирательная поддержка регионов является главным средством, используемым для предоставления помощи фирмам, осуществляющим инвестиции в развивающиеся и промежуточные области.

 

Альтернативный возможный подход, заключающийся в поощрении выезда людей из регионов, находящихся в состоянии депрессии (подход «перемещение рабочих к работе»), не находит поддержки, так как он не только усиливает проблемы самих регионов (потерю квалифицированных рабочих, сокращение уровня местных расходов и доходов и т. д.), но также создаёт трудности для «получающих» районов, особенно если они уже перенасыщены жилыми домами, школами и т. д.

 

См. зона предпринимательства, европейский фонд регионального развития, структурная безработица, деиндустриализация, размещение промышленности, расположение фирмы

 

 

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА (regional selective assistance) — инструмент региональной политики Beликобритании, используемый для поощрения новых инвестиций в районах развития и переходных зонах. Региональная избирательная поддержка в форме денежных грантов потенциально доступна для любой фирмы, осуществляющей инвестиции в эти области. Тем не менее такая помощь предоставляется не всем — «избирательность» предполагает, что инвестиционный проект должен иметь хорошие шансы на окупаемость, что поддержка является жизненно важной для реализации проекта (т. е. без гранта проект не был бы реализован вообще или был бы реализован в очень малом масштабе) и что проект вносит свой вклад в экономику региона и страны. Размеры гранта определяются затратами постоянного капитала и количеством рабочих мест, которые проект должен создать или сохранить. Размер гранта устанавливается на минимальном необходимом уровне для реализации проекта. Конечно, этот механизм не исключает манипуляции, но является очень полезным для правительства как способ привлечения иностранных фирм.

 

 

ДЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ (deindustrialization) — устойчивое падение доли промышленного производства в национальном доходе страны — процесс, который часто сопровождается сокращением числа занятых в промышленности (ср. индустриализация).

 

В экономически развитых странах четко наметилась тенденция отставания темпов роста промышленности от темпов роста сферы услуг. Распределение валового внутреннего продукта по отраслям представлено ниже. Данные по промышленности включают в себя данные по обрабатывающей промышленности (по: World Development Report, World Bank, 1992).

 

В Великобритании доля промышленности в ВНП упала с 43% в 1960 г. до 36% в 1990 г., тогда как доля сферы услуг возросла с 54% до 62%. За тот же период численность занятых в промышленности Великобритании сократилась с 11.8 млн чел. в 1960 г. до 6,5 млн чел. в 1990 г.

 

Изменение долей указанных секторов экономики, возможно, отражает динамику структуры конечного спроса на товары и услуги и, как таковое, может рассматриваться как «естественная» тенденция, связанная с «созреванием» экономики. Более серьёзную проблему представляет деиндустриализация, обусловленная отрицательными факторами на стороне предложения (высокие затраты, завышенный валютный курс, недостаток инвестиций и нововведений), которые ослабляют конкурентоспособность страны в международной торговле (см. проникновение импорта). В этом случае деиндустриализация часто влечет за собой падение национального производства, рост безработицы и проблемы с платёжным балансом.

 

В начале 1980-х гг. степень деиндустриализации Великобритании была даже более ярко выражена из-за искусственно завышенного валютного курса, подстегиваемого экспортом английской нефти, что вело к потере Великобританией зарубежных рынков.

 

См. структура промышленности, структурная безработица.

 

 

СТРУКТУРНАЯ БЕЗРАБОТИЦА (structural unemployment) — длительная безработица, вызванная упадком отдельных отраслей и изменениями производственных процессов. Она возникает, когда изменяющаяся структура спроса перестает соответствовать существующей структуре производства до такой степени, что появляется избыточная рабочая сила. Эта долговременная тенденция заставляет работников искать новые рабочие места за пределами отраслей, находящихся в упадке, нередко даже в другой части страны. Одной из проблем, с которыми столкнулось большинство государств, был упадок в отраслях тяжёлого машиностроения, сталепрокатном производстве и судостроении, в частности на севере Англии и в Шотландии. Технический прогресс и иностранная конкуренция вызвали сокращение спроса на товары этих отраслей, что привело к массовой безработице. Для противодействия такого рода безработице нужны программы переобучения для лишившихся работы, содействие в перемещении в другие регионы, где имеются свободные рабочие места. Кроме того, нужны также финансовые стимулы, побуждающие растущие новые отрасли к перемещению в районы высокой концентрации отраслей, переживающих упадок.

 

См. региональная политика, деиндустриализация, экономика предложения

 

РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗРАБОТИЦА (regional unemployment) — форма структурной безработицы, вызванная упадком определённых отраслей (например, кораблестроительной или сталелитейной), которые сконцентрированы в отдельных регионах страны.

 

См. региональная политика

 

 

ОТСТАЛЫЙ РАЙОН (depressed area) — регион страны, характеризуемый гораздо более высокой нормой безработицы и более низким уровнем дохода на душу населения, чем в среднем по стране.

 

См. региональная политика

 

 

РАЙОН РАЗВИТИЯ (development area) — крайне отсталый район, который в рамках региональной политики страны признан нуждающимся в промышленном возрождении. В таких случаях обычно, чтобы поощрить создание новых фирм, расширение уже существующих и образование новых отраслей, используют разного рода стимулы к инвестированию: инвестиционные субсидии и льготы, налоговые списания, освобождение предприятий от арендных и процентных платежей или снижение последних.

 

В Великобритании фирмам, вкладывающим свой капитал в районы развития, предлагается избирательная региональная поддержка с целью покрытия затрат на капитал и профессиональную подготовку тех проектов, которые отвечают определённым критериям в плане создания новых рабочих мест.

 

 

ПЕРЕХОДНАЯ ЗОНА (intermediate area) — умеренно отсталый район, который в соответствии с принципами региональной политики Великобритании нуждается в промышленном обновлении; Фирмы, готовые осуществлять новые инвестиции в такие районы, могут рассчитывать на региональную селективную поддержку.

 

См. район развития

 

 

ЗОНА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (enterprise zone) — небольшой район, которому британское правительство предоставляет специальную финансовую помощь (например, стопроцентную инвестиционную налоговую скидку, освобождение от уплаты налогов и прочие льготы для инвестирующих фирм), чтобы стимулировать рост промышленности в нём.

 

Официально не являясь частью региональной политики, зоны предпринимательства, подобно районам развития, явно предназначены для того, чтобы «притягивать» новые инвестиции и создавать новые рабочие места.

 

ИНФРАСТРУКТУРА (infrastructure or social overhead capital) — национальные автомобильные и железные дороги, дома, гостиницы, общежития, школы и т. д., созданные в результате инвестиций обычно со стороны центральных или местных властей. Понятие «инфраструктура» относится также к таким нематериальным активам, как квалифицированная рабочая сила, созданная посредством инвестиций в человеческий капитал.

Инфраструктура играет важную роль в повышении общего уровня жизни в стране и способствует ускорению экономического роста.

 

 

Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы:

 

 

Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа



Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru