Об "ЭШ" Карта сайта, экономическая школа English, SEI Эксперты, мнения, книги, ЭШ Обратная связь, ЭШ Книжные серии, Серия "Этическая Экономия" Учебная литература для средней и высшей школы ИМЕНА Музыка, литература, искусство Словарь основных терминов_50 лекций по микроэкономике Имена и термины, Экономическая школа Альманах "Экономическая школа", выпуски 6 и 7 Иностранные языки Новости Дискуссии в Экономической школе Аналитическая школа Вехи экономической мысли Поиск и приобретение книг Учебники по экономике Учебные материалы и темы Журнал Экономическая школа Перечень английских экономических терминов A 200 великих экономистов Марк Блауг Координация матералов Экономическая школа Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы 50 тем и литература для подготовки студентами докладов по экономике_Экономическая школа The School of Economics
Рейтинг@Mail.ru






Яндекс.Метрика
 






ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ (capacity). — 1. Максимальный объём выпуска, который фирма или отрасль в состоянии произвести при полном и наиболее эффективном использовании существующих средств производства. В микроэкономической теории концепция полного использования производственных мощностей тесно связана со структурой издержек фирм и отраслей. Выпуск отрасли максимизируется (т. е. достигается полное использование производственных мощностей), когда все фирмы производят продукцию, находясь в точке минимума кривых средних затрат длительного периода (см. совершенная конкуренция). Если объём производства фирм ниже этой точки, то возникает избыточная мощность.

 

2. В макроэкономике производственные мощности относятся к потенциальному валовому национальному продукту. Процентное отношение фактического объёма выпуска в экономике к уровню производственных мощностей (т. е. потенциальному национальному доходу) является показателем использования производственных мощностей.

 

См. также монополистическая конкуренция.

 

 

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ (productive efficiency) — аспект действенности рынка, который обозначает эффективность рынка в производстве текущей продукции с наименьшими затратами в длительном периоде при использовании существующей технологии. Производственная эффективность достигается, когда выпуск продукта организован в оптимальном масштабе при существующем долгосрочном равновесии спроса и предложения. См. рис. 95.

 

 

См. также минимально эффективный масштаб, технологическая эффективность, избыточная мощность, рационализация.

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ (technological efficiency) — характеристика производства, определяющая в натуральном выражении оптимальное (лучшее из всех возможных) сочетание факторов производства, используемое для производства некоторого заданного уровня выпуска.

 

См. эффективность, производственная функция.

 

 

ИЗБЫТОЧНАЯ МОЩНОСТЬ (excess capacity) — 1. Ситуация, когда фирма или отрасль имеет больше заводов, чем требуется в данный момент. Вследствие этого часть производственной мощности фирмы или отрасли остаётся бездействующей. Избыточная мощность может быть результатом конъюнктурного (краткосрочного) или длительного (долгосрочного) падения спроса, а также чрезмерных инвестиций, осуществленных отраслью в новые предприятия, по отношению к долгосрочному потенциалу спроса. В последних двух случаях избыточная мощность может быть устранена либо путём усиления конкурентного давления (см. избыточное предложение), которое заставляет наиболее неэффективных производителей уйти из отрасли, либо путём реализации программ рационализации.

 

2. В экономической теории — характеристика затрат фирм, действующих на несовершенных рынках. Выпуск отрасли максимизируется (т. е. производственная мощность используется полностью), когда все фирмы производят продукцию в точке минимума их кривых средних затрат в длительном периоде (см. совершённая конкуренция). Эффект монополистической конкуренции изображен на рис. 34.

 

 

 

См. также

45. Почему рестораны полупустые или стабильность равновесия по Гарольду Хотеллингу (50 тем и литература для докладов)

Литература:

Марк Блауг. Харольд Хотеллинг

В.М. Гальперин.Избыток мощности? (12.5) Микроэкономика

В.М. Гальперин. Модель линейного города (12.7.1) Микроэкономика

Harold Hotelling. Stability in Competition

Марк Блауг. Джоан Робинсон (100 великих экономистов)

Эдвард Чемберлин. Монополистическая конкуренция

В.Д. Матвеенко. Модель монополистической конкуренции Диксита-Стиглица (Альманах ЭШ, № 7)

Гарольд Хотеллинг (Галерея экономистов)

Пол Э. Сэмуэльсон. Монополистическая конкуренция -  революция в теории (ВЕХИ, том второй)

Harold Hotelling (From Wikipedia, the free encyclopedia)

 

 

 

ИЗБЫТОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (excess supply) — превышение объёма предложения блага (OQ2 на рис. 35) по сравнению с объёмом спроса на него (OQ1) при фактической рыночной цене (ОР). На конкурентном рынке по мере того, как производители конкурируют за сбыт излишков продукции, на цену будет оказываться давление в сторону её понижения, но, если в рыночный процесс вмешивается государство, ситуация может сохраниться.

 

 

См. РАВНОВЕСНАЯ РЫНОЧНАЯ ЦЕНА, ИЗБЫТОЧНЫЙ СПРОС, КОНТРОЛЬ НАД ЦЕНАМИ, ПОДДЕРЖКА ЦЕН, ЕДИНАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА.

 

 

Можно искать термины и их толкования на всех сайтах Экономической школы:



 

 

Вернуться на страницу "Указатель терминов" 

Координация материалов. Экономическая школа






Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru